Шейх зайд - биография, информация, личная жизнь. Саид сам рассказывает

Его полное его имя – Саид ибн Зайд ибн Амр ибн Нуфайл ибн Абдульиззи ибн Риях ибн Абдуллах ибн Разах ибн Ади ибн Кааб ибн Луайю, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Муаадди, Аднан.

Он был одним из первых принявших Ислам, его при жизни обрадовали вестью о Рае. Саид ибн Зайд участвовал в сражении в Дамаске. Когда население покорилось, Абу-Убайда уполномочил его наместником в Дамаске. Он был из первых наместников мусульман в Дамаске.

Отец Саида был двоюродным братом повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба. Зайд исповедовал религию Ибрахима, но не дожил до ниспослания пророчества нашему Посланнику (мир ему и благословение).

Мать Саида звали Фатима, дочь Наджата ибн Малиха.

Отец Зайда не был язычником, так как отказался поклоняться идолам. Он обращался к курайшитам, говоря: «Никто из вас не следует религии Ибрахима, кроме меня». Зайд исповедовал единобожие до того, как над миром озарился свет Ислама. Он говорил своему другу Амиру: «Я жду Пророка из потомков Исмаила». Арабу, который хотел закопать живьём свою дочь, он сказал: «Я буду оплачивать твои расходы за неё, пока она не повзрослеет».

Однажды Саид спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мой отец был подобен тому, кто дошёл до тебя и видел тебя. Если он дошёл бы до тебя, то уверовал бы в тебя и последовал бы за тобой, будешь ли ты просить Аллаха прощения его грехов?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Да, я буду просить прощения его грехов, поистине, он встанет вместе с моей общиной».

Саид ибн Зайд принял Ислам до того, как Пророк (мир ему и благословение) избрал местом тайных встреч первых мусульман дом 16-летнего мекканского юноши аль-Аркама ибн Абу Аль-Аркама. Саид и его жена Фатима одними из первых стремились помочь этой истинной религии. Жена Саида была сестрой Умара ибн аль-Хаттаба. К ним в дом приходил Хаббаб. Он читал им книгу Всевышнего и обучал предписаниям религии.

Однажды Умар взял свой меч и вышел из дома, направляясь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), желая убить его. Его встретил Нуайм ибн Абдаллах и спросил: «Куда направляешься, о Умар?» Узнав о его цели, он сказал: «Почему бы тебе не исправить положение дел в твоём доме?» Умар спросил: «Кого из моей семьи ты имеешь ввиду?» Нуайм сказал: «Твою сестру и её мужа, они стали последователями религии Мухаммада».

Умар вернулся к своей сестре и зятю. А у них был Хаббаб ибн аль-Аратту, который имел при себе свиток с сурой «Та-ха» и читал её им. Когда Умар постучался, Хаббаб спрятался. Фатима бинт аль-Хаттаб схватила свиток и спрятала его. Умар, подходя к дому, услышал, как Хаббаб читает ей Коран. Когда он вошёл, то потребовал свиток. Зайд и Фатима стали отрицать, что он у них. Умар схватил своего зятя Саида ибн Зайда и бросил на землю. На его защиту встала Фатима бинт аль-Хаттаб, чтобы защитить мужа. Умар ударил её и ранил до крови. Когда он это сделал, его сестра и зять сказали ему: «Да, мы приняли Ислам, уверовали в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Делай, что хочешь!» Когда Умар увидел кровь у сестры, то пожалел о содеянном и раскаялся. Он попросил сестру принести свиток. Умар умел писать и читать. Когда он это сказал, она понадеялась, что он примет Ислам, и сказала ему: «О брат мой! Ты нечистый в своём язычестве! Его можно коснуться только будучи чистым!» Умар совершил омовение, как его научила сестра. Она дала ему свиток, который он прочитал, и закончил чтение на аяте:

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай на-маз, чтобы помнить обо Мне» (сура «Та-ха», аят 14).

Умар произнёс: «Как прекрасны эти слова, и как они благостны!» Так эти трое стали причиной того, чтобы Умар принял Ислам.

Желание стать шахидом

Абу Нуайм в книге «Аль-Хулия» так описывает Саида ибн Зайда:

كان بالحق قوالاً ولماله بذالاً ولهواه قامعاً وقتالاً

«Он говорил истину, расходовал имущество и боролся со своими страстями». Саид ибн Зайд удостоился счастья любить Пророка (мир ему и благословение). Он участвовал в битвах Пророка, защищая его от неверных.

Его считают из тех, кто сражался при Бадре, несмотря на то, что он не участвовал в сражении, потому что был послан Пророком (мир ему и благословение) в Медину, чтобы узнать о новостях курайшитов. Пророк (мир ему и благословение) выделил ему долю из военной добычи битвы при Бадре и сказал:

لقد كان سعيد في حاجة الله و رسوله و لولا ذالك ما فاتته المعركة

«Саид исполнял “нужду” Аллаха и его Посланника, если бы не это, он не упустил бы сражение».

Его можно сравнить с рядовым солдатом, который не стремился к славе. Саид ибн Зайд не стремился к почестям и главенству. Когда его назначили наместником в Дамаске, он написал письмо Абу Убайде ибн аль-Джарраху с просьбой освободить его от поста и позволить присоединиться к джихаду. Когда Абу Убайда прочитал письмо, он исполнил его просьбу. Саид ибн Зайд стремился попасть в гущу сражения, надеясь стать шахидом – павшим на пути Аллаха, подставляя себя под копья и мечи врагов, но Аллах делает то, что пожелает.

Саид ибн Зайд не стремился к мирским благам и при правлении Умара ибн аль-Хаттаба. Долю из военной добычи он расходовал на бедных, хотя сам находился в нужде, ведь предпочтение своего брата самому себе было одним из качеств Пророка (мир ему и благословение).

Однажды Арва бинту Увайс стала утверждать, что Саид присвоил часть её земли. Её жалоба была направлена в Медину к Марвану ибн Хакаму. Саид ибн Зайд сказал судье: «Как я могу присвоить её землю, когда слышал слова Пророка (мир ему и благословение)?: “Тот, кто вероломно присвоил хотя бы пядь земли, в Судный день будет окружён семью стенами Ада”. О Аллах, если она лжёт, лиши её зрения и похорони в её же земле». Не прошло много времени, как она ослепла, упала в яму и умерла.

В этом нет ничего удивительного, так как мольба притеснённого принимается и Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Вы бойтесь мольбы притеснённого, поскольку между ним и Аллахом нет преграды».

Саид, да будет доволен им Аллах, умер в Акике, когда ему был пятьдесят один год. Он похоронен в Медине.

زيد بن حارثة الكلبي‎; 588, Саудовская Аравия - 629, Мута) - сподвижник пророка Мухаммеда , его приёмный сын и вольноотпущенник . В Коране упоминается как Зайд .

Биография

Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза. Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид , а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам , а после него это сделала его жена Умм Аймун . Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада .

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов .

Переселение в Таиф

Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.

В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте . Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хаммад ибн Зайд

1. Краткая биография

Его имя:

Он – Абу Исма’ил , Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – освобожденный раб семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище - аль-Азракъ. (См. «аль-Ансаб», 1/121)

Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира

А когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218)

Его рождение:

Хаммад ибн Зайд родился в 98 году. Передается от его матери, что он родился во времена халифата Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. (См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25)

Правление Сулеймана длилось два года и восемь месяцев, с 96 году по Сафар 99 года. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана и продолжалось по 101 год по хиджре. (См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200)

Его учителя:

Хаммад ибн Зайд был современником величайши табиинов Басры и других стран, среди них следующие:

— Айюб ас-Сихтаяни

Сказал Хаммад ибн Зайд : «Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айуб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айуб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». (См. «Табакаталь-Кубра», 9/287)

Сказал Яхъя ибн Ма’ин : «Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». (См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524)

Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

— Зайд ибн Дирхам (его отец)

— Сабит аль-Бунани

— Асим ибн Аби ан-Наджуд

— ‘Абдуллах ибн Тавус

— ‘Ата ибн ас-Са’иб

— Амр ибн Динар аль-Макки

— Абу Амр ан-Нахуи

— и многие другие ученые и имамы (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-
242, «Тарих аль-Кабир», 3/25)

Его ученики:

— аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда - автора «Сунана»)

— Суфьян ас-Саури

— ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Али ибн аль-Мадини

— Кутайба ибн Са’ид

— Уаки’ ибн Джаррах

— и многие другие ученики (См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи)

Слова ученых о нем:

Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим)

Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». (См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». (См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170)

Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди : «Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257)

Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд».

Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?» , он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Сказал Сулейман ибн Харб : «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178)

Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан : «…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179) ‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.

Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. (См. «ас-Сияр», 7/464)

Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». (См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258) Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». (См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади) Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям.

Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». (См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182)

Сказал Ибн Хиббан : «Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». (См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248)

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани : «Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». (См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183)

Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». (См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби)

Также его хвалит Кади ‘Ияд , называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.

Его смерть:

Хаммад ибн Зайд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими - правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. (См. «ас-Сияр», 7/462)

Его семья:

Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:

«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибнЗайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». (См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278)

2. Его вероубеждение (‘акыда) в Атрибутах Аллаха

Имам Хаммад ибн Зайд сказал: Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет».Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».

Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”.

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби , комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

Да смилуется Аллах над этим имамом Ахли-Сунна!

Перевод: Имам-Али Саляфи

На просторах равнины возле поселения, известной как Му’та, произошло первое столкновение между византийцами и мусульманами. Византийский император Ираклий собрал около ста тысяч воинов из византийцев и арабов, населявших те области, для решительного сражения и уничтожения крепнущего и расширяющегося исламского призыва.

Армия мусульман в то время насчитывала примерно 3 тысячи воинов, которых вел приближенный сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах).

В районе Мазари Джануби, расположенного вблизи от места сражения Му’та, к югу от Керка, похоронены великие сподвижники, полководцы этой битвы: Зайд ибн Харис, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), провожая их, наставлял, чтобы в случае гибели Зайда командование принял Джафар ибн Абу Талиб, а если и его убьют, то – Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

На этой широко раскинувшейся равнине в 8 году Хиджры произошла известная битва Му’та. В ее ходе погибли трое сподвижников, на которых указал Пророк мир ему и благословение): Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах). После их гибели стяг поднял один из мечей Аллаха, Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Он сменил тактику боя, приказав небольшой группе мусульман отойти ночью к югу, а утром прискакать обратно с громким кличем, поднимая клубы пыли, чтобы византийцы подумали, будто к мусульманам пришла подмога. Кроме того, он поменял местами отряды правого и левого флангов, арьергарда и авангарда, чтобы римляне увидели перед собой новые лица и тоже решили, что против них выставили свежие силы. В сердца римлян прокрался страх, и сражающиеся отошли друг от друга, а Халид (да будет доволен им Аллах) смог без ощутимых потерь совершить тактический обход и вернуться в Медину.

Несмотря на разницу в численности и снаряжении между мусульманами и врагами в сражении Му’та, все трое военачальников до своей гибели демонстрировали чудеса храбрости и героизма и умение командовать армией.

Рассказывает доктор истории Мухаммад Гимара

«Сражение при Му’те явилось символическим жестом Пророка (мир ему и благословение), который будто говорил: «Византии нет места в странах арабов, на Востоке». Своим походом в Му’ту сподвижники подтвердили, что Восток должен быть очищен от византийцев, представлявших собой огромную силу, в течение 10 веков унижавшую всех жителей подвластных стран. Мусульман было всего три тысячи, а вражеская армия достигала 100 тысяч. Конечно, мусульмане не добились однозначной военной победы, но это сражение явилось неким индикатором, показавшим Пророку (мир ему и благословение), что пришло время очистить Восток от этих захватчиков.

Избрание Пророком (мир ему и благословение) Зайда ибн Хариса для командования армией мусульман в битве Му’та имело важное значение».

Рассказывает Али Факир

«Эта битва имела большие последствия, став отправной точкой для дальнейшего завоевания Шама и других стран, в том числе Северной Африки, Испании и т.д.

Это сражение стало началом целой серии сражений, походов и войн. В числе тех, кто стоял у истоков этих завоеваний, был и Зайд. Он не просто командовал исламской армией, но впервые повел ее в те земли, куда до этого не ступала нога мусульманских воинов».

Шейх Махмуд Далалани : «Командующий был назначен Пророком (мир ему и благословение), сказавшим: «Амир – Заид ибн Харис, если он погибнет, то – Джафар ибн Абу Талиб, если и он погибнет, то – Абдула ибн Раваха, а если и он погибнет, то пусть мусульмане выберут себе командира». И в самом деле, он командовал с невиданной храбростью и стойкостью, пока не погиб и стяг не поднял Джафар ибн АбуТалиб (да будет доволен им Аллах).

Зайд ибн Харис вырос в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке еще за много лет до получения пророчества и был одним из первых, вступивших в религию Аллаха. По происхождению он не был мекканцем».

Доктор Абдула Бадр : «Зайд ибн Харис ибн Шарахиль ибн Кааб ибн Абд аль-Узза ибн Имрауль Кайс – это его родословная. Его мать звали Саада, она была из племени Тай, не имеющего отношения к Мекке. Случилось так, что он с матерью отправился посетить родных; в это время на них напало другое племя – они взяли его в плен и продали на ярмарке Укказ в Мекке.

Он переходил из рук в руки, пока не попал в Мекку и не оказался у Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Она подарила его своему мужу Пророку (мир ему и благословение) и с тех пор всегда он был рядом с ним».

Шейх Абдельазиз Увейд : «Это было еще до Ислама. К нему явились отец и дядя и Пророк (мир ему и благословение) предложил ему: «Выбирай». Родные звали его: «Идем с нами», но он ответил: «Нет, я не вернусь, увидев от Мухаммада (мир ему и благословение) то, что увидел». Они спросили: «Ты предпочитаешь рабство свободе?» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О курайшиты! Я беру Зайда в сыновья», т.е. усыновил его.

Пророк (мир ему и благословение) любил его, объявил своим сыном, т.е. усыновил и обозначил наследником: они оба наследовали друг другу. Зайда знали как Зайда ибн Мухаммада до тех пор, пока не пришло откровение с запретом на усыновление. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отменил усыновление».

Доктор Гаиз Карни : «Пророк (мир ему и благословение) любил его и его сына Усаму, которого называли «любимцем любимца Пророка (мир ему и благословение)».

Зайд ибн Харис был одним из самых приближенных к Пророку (мир ему и благословение) людей, он не расставался с ним и следовал его нраву.

Зайд ибн Харис- обычный раб Аллаха, но которого развивал и воспитал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В детстве он был взят в плен и попал к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его Пророку (мир ему и благословение). Через некоторое время его нашёл родной отец и когда Пророк (мир ему и благословение) предложил ему выбрать между ним и отцом, Зайд предпочёл остаться с Пророком (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень обрадовался этому и сказал перед всеми: «Воистину, Зайд – мой сын, и мы наследуем друг другу». Это было до получения откровения о запрете усыновления.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на Зайнаб бинт Джахш, а затем, когда Зайд развёлся с ней, женился на ней сам, чтобы это явилось практическим подтверждением отмены усыновления. Затем он женил Зайда на своей кормилице Умму Айман (да будет доволен ею Аллах). После гибели Хариса ибн Умайра Аздий Пророк (мир ему и благословение) послал его во главе войска в Му‘ту, где он геройски сражался, пока не погиб. Его могила находится в районе Мазар Джануби, в провинции Керк.

В какой-то степени суть личности Зайда ибн Хариса помогают понять его же слова, сказанные о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), смысл которых может постигнуть лишь тот, кто безмерно любит Пророка (мир ему и благословение) и которые мы все, в том числе и я, часто повторяем. Он сказал: «Я нашел в этом человеке нечто, и я никогда не оставлю его».

Гаиз Карни : «Зайд ибн Харис был любимцем Пророка (мир ему и благословение), его называли Зайд ибн Мухаммад. Он всегда находился при Пророке (мир ему и благословение), даже сопровождал его в торговых поездках в Сирию.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на своей воспитательнице Умму Айман, и та родила ему Усаму. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, его сопровождал Зайд ибн Харис, и они оба подверглись там нападению и оскорблению.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, его попутчиком и спутником был Зайд ибн Харис. Он защищал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда в него бросали камни и палки, кружил вокруг, прикрывая своим телом – всё это делал он, великий сподвижник Зайд ибн Харис, который занимает столь важное место в Исламе.

Достаточным поводом для гордости служит и то, что его сын Усама ибн Зайд также занимает в Исламе большое место».

Али Факир : «Достоверно известно, что Зайд был полководцем, избранным Пророком (мир ему и благословение). Благодаря этому он обрел величие и получил большую степень в Раю.

Печаль Пророка (мир ему и благословение) по поводу потери Зайда и его товарищей была велика. Он начал готовить его сына Усаму для командования другой армией, для войны с Византией. Это подготовка продолжалась до 11-го года Хиджры, когда Усама достиг возраста 18 лет.

В последние дни своей жизни Пророк (мир ему и благословение) велел Усаме идти с войском в Шам.

Пророк (мир ему и благословение), когда уже близилась его кончина, вручил знамя войску, отправлявшемуся в Шам под командованием юного сподвижника, любимца и сына любимца Пророка (мир ему и благословение) Усамы ибн Зайда ибн Хариса. Войско стояло в Медине наготове, и Пророк (мир ему и благословение) сам, своей рукой, повязал знамя Усаме ибн Зайду. И после этого они выступили отсюда в сторону Шама. Вот направление на Шам, на север, туда.

Войско отправилось из Лучезарной Медины, от дома Пророка (мир ему и благословение), вот с этого места. Таким образом, это место, где происходили события, связанные с жизнью сподвижников (мир ему и благословение).

Но Всевышним было суждено другое. Когда до Усамы дошла весть, что Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, он вместе с войском вернулся в Медину, чтобы вместе с другими попрощаться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем войско заново снарядилось для отправки в Шам, но уже под руководством Абу Бакра Сиддыка. Это было его первым делом на посту халифа».

Первое, что сделал Абу Бакр Сиддык – отправил войско Усамы, но попросил его оставить с ним Умара (да будет доволен им Аллах) для помощи в делах государства».

«О Господь мой, если Ты лишаешь меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида».

(Отец Саида Зайд)

Вдали от людской суеты Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл наблюдал за курайшитами, которые отмечали один из своих праздников. Он видел мужчин в дорогих йеменских накидках, на головах которых были намотаны богатые чалмы, сделанные из тафты. Он видел женщин и детей, одетых в роскошные одежды, празднично разукрашенные. Пастухи гнали скот, украшенный разноцветными покрывалами и попонами, чтобы принести их в жертву рядом со своими идолами.

Прислонившись спиной к стене Каабы, Зайд обратился к ним:

О народ курайшитов! Овец создал Аллах. Он ниспослал им дождь с неба, чтобы они напились, и Он вырастил для них траву на земле, чтобы они насытились. А вы приносите их в жертву не во имя Его. Я вижу, что вы невежественный народ.

К нему подскочил его дядя аль-Хаттаб, отец Умара Ибн аль-Хаттаба, и ударил его по лицу со словами:

Да пропади ты пропадом! Мы выслушивали от тебя весь этот бред и терпели его. Однако теперь наше терпение истощилось.

После этого он настроил против Зайда неразумных людей из своего племени, которые подвергли его долгим и тяжёлым мучениям. Зайд был вынужден бежать из Мекки и скрываться на горе Хира. Аль-Хаттаб поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Поэтому Зайду пришлось проникать в Мекку тайком.

По секрету от курайшитов Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл встретился с Варакой Ибн Науфалом, Абдуллой Ибн Джахшем, Усманом Ибн аль-Харисом и дочерью Абдель Мутталиба Умаймой, тёткой Мухаммада Ибн Абдуллы. Они вместе рассуждали по поводу той глубины заблуждений, в которые впали арабы.

Зайд сказал своим соратникам:

Клянусь Аллахом, вам следует уяснить, что у вашего народа нет ничего за душой. Они исказили религию Ибрахима и нарушили её заветы. Изберите же для себя религию, которую бы вы исповедовали, если вы хотите спастись.

Четыре человека обратились к известным учёным из иудеев, христиан и представителям других религиозных общин, пытаясь найти у них истинную религию Ибрахима.

Варака Ибн Науфал принял христианскую веру. Что же касается Абдуллы Ибн Джахша и Усмана Ибн аль-Хариса, то они так ни к чему определённому и не пришли.

С самим же Зайдом Ибн Амру Ибн Нуфайлом произошла интересная история, о чём мы предпочитаем, чтобы он рассказал сам. Вот повествование Зайда:

«Ознакомившись с иудаизмом и христианством, я затем отказался от них, поскольку не нашёл того, чему можно доверять. После этого я напряжённо и повсюду начал разыскивать общину религии Ибрахима, пока не попал в аш-Шам. Мне говорили, что там проживает монах, владеющий знаниями Книги. Разыскав его, я изложил ему своё дело. Выслушав меня, он сказал:

Я вижу, что тебе нужна религия Ибрахима, о мекканский брат. Не так ли?

Да, это как раз то, чего я хочу, - ответил я.

Ты ищешь религию, которой ещё нет сегодня, - сказал монах, - возвращайся к себе домой. Аллах ниспошлёт из вашего народа того, кто обновит религию Ибрахима. Когда ты узнаешь этого человека, то держись него.

Зайд отправился в обратный путь в Мекку, спеша найти возвещённого Пророка.

Когда он был в дороге, Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией правильного пути и истины. Однако Зайд не успел увидеть его, так как подвергся нападению кочевых арабов, которые убили его, ещё до того, как он достиг Мекки, лишив его удовольствия лицезреть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Уже будучи при смерти, Зайд обратил свой взор к небу и воззвал:

О Господь мой, если Ты лишил меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида.

Всевышнему Аллаху было угодно ответить на мольбу Зайда. Как только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал призывать людей к Исламу, Саид Ибн Зайд оказался в числе первых, кто уверовал в религию Аллаха и приняли миссию Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом не было ничего удивительного, поскольку Саид воспитывался в доме, где осуждались заблуждения курайшитов, и он рос под влиянием своего отца, который всю свою жизнь непрестанно искал истину...

Даже будучи при смерти, он также упорно и настойчиво стремился к ней...

Саид не один принял Ислам. Вместе с ним в исламскую веру перешла его жена Фатима, дочь аль-Хаттаба и сестра Умара Ибн аль-Хаттаба.

Курайшитский юноша претерпел столько страданий и унижений от своих соотечественников, что этого с лихвой хватило бы, чтобы отвратить его от новой религии. Однако курайшиты не только не смогли заставить его отказаться от своей религии, но, наоборот, он со своей женой обратил в Ислам одного из самых солидных и грозных курайшитов - Умара Ибн аль-Хаттаба. Именно благодаря им он принял исламскую веру.

Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл всю свою энергию молодости посвятил служению Исламу. Он принял Ислам, когда ему ещё не исполнилось и двадцати лет. Вместе с посланником Аллаха он принял участие во всех военных походах и кампаниях, кроме битвы при Бадре, так как именно в это время он был занят выполнением важного поручения Пророка.

Вместе с другими мусульманами Саид участвовал в свержении трона хосроя и сокрушении господства византийского императора. Во всех битвах мусульман, где сражался Саид, он проявлял чудеса стойкости, мужества и отваги.

Одним из блестящих подвигов Саида были его действия в битве при Ярмуке. Предоставим же слово самому герою, чтобы он рассказал нам часть из тех событий, которые произошли в этот день.

Итак, Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл повествует:

«В день битвы при Ярмуке нас было что-то около двадцати четырёх тысяч, а выступившая против нас армия византийцев насчитывала сто двадцать тысяч воинов. Подобно громадной горе, армия противника огромной массой наступала на нас, как будто управляемая невидимой рукой. Впереди солдат с распятиями в руках шли епископы, патриархи и священники, громко читая молитвы, а огромная армия повторяла их, что производило впечатление раскатов грома.

Когда мусульмане увидели приближение этой огромной силы, то их поразило огромное число врагов, и в сердца закралось чувство страха перед ними.

Тогда перед мусульманами встал Абу Убайда Ибн аль-Джаррах и, стремясь вдохновить их на бой, сказал:

О слуги Аллаха! Помогайте Аллаху, и Он придёт к вам на помощь, ниспослав вам стойкость. О слуги Аллаха! Будьте стойкими, ибо стойкость - средство спасения от неверия, и это поможет обрести вам благосклонность Аллаха и избежать позора. Направьте же ваши копья на врага и прикройтесь щитами. Ничего не говорите, кроме поминания Всевышнего и Всемогущего Аллаха в ваших душах, пока я командую вами с позволения Аллаха».

Саид продолжал свой рассказ:

«После этого из рядов мусульман вышел один человек и сказал Абу Убайде:

Я твёрдо решил умереть в этот час. Есть ли у тебя что-нибудь, что ты хотел бы передать посланнику Аллаха?

Абу Убайда ответил:

Да, передай ему от меня и от всех мусульман наше приветствие и скажи ему: “О, посланник Аллаха! Мы узнали, что обещанное нам нашим Господом есть сущая истина”».

«Услышав его слова и увидев, как он выхватывает свой меч из ножен, бросившись навстречу врагам Аллаха, я тут же крепко упёрся коленями в землю. Затем я выставил вперёд своё копьё и пронзил первого вражеского всадника, подскочившего к нам. После этого я ринулся на врага, и Аллах изгнал страх из моего сердца. Мусульмане яростно и отважно атаковали византийцев и героически продолжали сражаться до тех пор, пока Аллах не даровал правоверным победу».

После этого Саид Ибн Зайд участвовал в покорении Дамаска. Когда его население подчинилось мусульманам, Абу Убайда Ибн аль-Джаррах назначил Саида наместником в Дамаске, который стал, таким образом, первым мусульманским правителем в нём.

Во времена омеййадов с Саидом Ибн Зайдом случилась история, о которой потом долгое время вспоминали жители Йасриба.

Дочь Увайса Арва заявила, что Саид Ибн Зайд захватил часть её земли и присоединил к своей. Она повсюду начала рассказывать об этом любому встречному мусульманину. Затем Арва направила свою жалобу по этому поводу Марвану Ибн аль-Хакаму и в Медину. Для разбирательства Марван послал к Саиду своих людей. Попав в сложную ситуацию, сподвижник посланника Аллаха сказал:

Они считают, что я её притесняю! Это каким же образом? Я сам слышал слова посланника Аллаха: Тот, кто вероломно присвоит хотя бы пядь земли, в день Воскресения будет окружён со всех сторон семью стенами. О Боже, она говорит, что я поступил с ней несправедливо! Если она лжёт, то пусть ослепнет и упадёт в тот самый колодец, из-за которого она затеяла тяжбу со мной. Ярче моего права только свет, который покажет мусульманам, что я её нисколько не обидел и был справедлив.

После этого прошло совсем немного времени, как по долине Акик пронёсся мощный сель, подобного которому люди никогда раньше в этой долине не видели. Этот поток обнажил границу участков, по поводу которой разгорелся спор. Мусульманам стало ясно, что Саид был прав.

Едва прошёл месяц после этого, как женщина ослепла. Расхаживая по своей земле, она случайно упала в этот самый колодец.

Абдулла Ибн Умар сказал:

Когда мы были мальчиками, то слышали, как один человек сказал другому: «Чтоб Аллах ослепил тебя, как Он ослепил Арву!»

Ничего удивительного в этом нет, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Страшитесь мольбы обиженного, так как между ней и Аллахом нет преграды.

Иначе каким же образом мог стать обиженный Саид Ибн Зайд одним из десяти проповедников Рая?!

Поделиться