Что читают когда делают омовение. Намаз для женщин. Омовение для женщин перед намазом. Когда можно совершать сухое омовение

Наилучшим благом для человека является наличие у него правильного , которое заключается в – одного и единственного Бога, который достоин поклонения и которому следует поклоняться, а также в вере в то, что является Посланником Аллаха, и в истинность всего того, с чем он пришёл и что передал народу от Аллаха.

После произнесения , означающей принятие единобожия, каждый совершеннолетний и умственно полноценный человек обязан выполнять определённые предписания, которые возложил на него Всевышний Аллах. Совершение пяти обязательных (ритуальных молитв) является самым высокочтимым и основным видом поклонения Аллаху (после правильного вероубеждения). Однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время ».

Когда мы говорим «намазы», то имеем в виду особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, выполняемый таким образом, как было передано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он состоит из определённых выражений и действий, начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма». Совершать намаз Пророка (мир ему и благословение) научил ангел Джабраил (мир ему), а Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, научил мусульман. С тех пор намаз стал самым важным из обязательных деяний мусульман после веры в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). И каждый из нас должен планировать распорядок дня так, чтобы вовремя выполнять намаз. За его совершение Всевышний Аллах вознаградит мусульманина на том свете бесконечными, невиданными и неслыханными благами. Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности.

Есть множество хадисов Пророка (мир ему и благословение), в которых подчёркивается важность намаза. Приведём некоторые из них:

«Намаз – опора религии »;

«Когда человек совершает омовение как следует, а затем совершает обязательный намаз, Аллах прощает ему все грехи, совершённые в тот день ногами, шедшими к плохому, руками, делавшими зло, ушами, слушавшими злое, глазами, смотревшими на зло, и сердцем, думавшем о зле »;

«Намаз – это ключ от Рая »;

«Человек в намазе стучится в дверь Царя царей, а дверь всегда открывается для того, кто стучится »;

«Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, – это намаз ».

Все виды поклонения были переданы Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему). А пятикратный намаз был передан Пророку (мир ему и благословение) Самим Всевышним Аллахом без посредника, как ценнейший подарок самому любимому Своему Пророку (мир ему и благословение) и лучшему из творений и его общине (умме). Вот в чём заключается мудрость такого возвеличивания значения намаза Всевышним Аллахом.

Виды намазов

Кроме обязательных (фарз) намазов существуют также и необязательные, но желательные (сунна) намазы, за выполнение которых Всевышним обещано дополнительное вознаграждение. Необязательные намазы требуют тех же приготовлений, что и пять обязательных намазов. Человек, который хочет выполнить намаз, должен отвечать нескольким требованиям: молящийся должен быть мусульманином, достигшим такого возраста, когда он понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно на нее отвечает (мумаййиз ) – это обычно семь лет по лунному календарю. А с достижением совершеннолетия каждый умственно полноценный мусульманин (мукалляф ) обязан совершать намаз.

определенные действия, которые необходимо исполнить еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то намаз считается недействительным. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать следующие условия намаза:

1. Совершающий намаз должен находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми.

3. Следует укрывать части тела (аврат), которые согласно Шариату должны быть укрыты.

4. Каждый намаз совершается в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз следует, обратившись грудью в сторону Каабы (Кибла).

Правила ритуального очищения

Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:

1. Удаление нечистот (наджасы).

2. Совершение частичного омовения тела (вузу).

3. Выполнение полного омовения тела (гусль).

4. Очищение чистой землёй (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.

Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.

О подмывании

Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.

Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее ».

После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.

Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее – при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.

Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязнённый наджасой), непочётный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечётным).

Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.

При исправлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.

Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий ». Его спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени ». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.

Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.

Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при исправлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Крайне порицается вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:

بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَ الْخَبائِثِ

«Бисмилляh , Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаис ».

(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола) .

Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:

غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني

«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани ».

(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).

Частичное омовение тела

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно) ».

Знайте, что частичное омовение тела (вузу) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий даётся вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы, совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее бельё, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузу) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой рукой моют левую ногу. Рекомендуется мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица – от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), её достаточно помыть поверхностно.

3. Мытьё рук – от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытьё ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены, молочная сестра…). Прикасаться преднамеренно к коже чужой и не махрам женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести-семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Истиазу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения.

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (лучшим сиваком являются веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные – ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно;

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершённые (в отрезок времени между двумя обязательными намазами) малые грехи ».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытьё вначале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Полное омовение тела

Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т. п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухари в своем сборнике, что Абу Саляма сказал: «Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах), засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухари: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был, о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О Абу Хурайра, воистину верующий не становится наджасой».

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы.

2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека.

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание : Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения. Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны.

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново, вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание : Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Истиазы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Желательно произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытьё ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнажённым, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الَّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Правила омовения для тех, у кого наложена повязка

Повязкой называется материал, который накладывается на рану. Мусульманские законоведы под этим словом подразумевают любой материал, которым можно покрыть рану или травмированное место по необходимости, например, гипс, бинт и т. п.

Если накладываемая повязка покрывает и здоровую часть тела, то это допускается только для закрепления повязки, наложенной на травмированное место, при условии, что будет занята минимально необходимая здоровая часть тела.

У кого наложена повязка, которую опасно снимать, тот протирает её рукой, смоченной в воде, затем выполняет таяммум. Например, если у кого-то больна правая нога, и ему необходимо совершить омовение, то он моет лицо, руки и протирает голову. Затем моет здоровые участки правой ноги. После этого мокрыми руками поглаживает повязку. Затем омывает левую ногу и после этого совершает таяммум. Этот таяммум заменяет мытьё больного места, а протирание повязки заменяет мытьё здоровой части тела, которая ею изолирована.

Если повязка была наложена на те части тела, которые не протираются при таяммуме, и в это время человек был в состоянии омовения (тaхapa), ему не надо возмещать намаз. А в том случае, если повязка была наложена не в состоянии омовения, ему необходимо повторить намаз. В любом случае намаз нужно возместить, если повязка была наложена на части тела, которые протираются при таяммуме (руки или лицо).

Человек, которому повязка наложена в состоянии осквернения (джунуб), может выбрать: или совершать полное омовение перед таяммумом, или, наоборот, таяммум перед полным омовением, так как в полном омовении нет порядка последовательности мытья тела. Но желательно начать с таяммума. Совершая полное омовение, моют открытые (без гипса или повязки) части тела, а повязку поглаживают мокрой рукой.

Примечание . Не нужно возмещать намаз в следующих случаях:

При совершении таяммума из-за отсутствия воды там, где она бывает редко;

При совершении таяммума по той причине, что воды достаточно только для питья;

Если есть вода за деньги, но нет возможности ее приобрести;

Если вода продается дороже, чем обычно бывает в данной местности;

Доступ к воде закрыт врагом или есть какая-либо другая опасность;

Использование воды может привести к осложнениям, замедлению выздоровления, ухудшению состояния здоровья, потере работоспособности какого-либо органа.

Виды таяммума

Таяммум бывает следующих видов:

1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продаётся дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать её, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.

2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесён явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.

Отсутствие воды означает, во-первых, её недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но её хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.

Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит её в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убеждён, что её нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить её у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать её, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.

Условия, необходимые для выполнения таяммума:

1. Наступление времени намаза.

2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.

3. Использование чистой земли, содержащей пыль.

Нельзя совершать таяммум землёй, в которой содержатся нечистоты (например, в неё попала моча); использованной землёй, то есть той, которой уже был совершён таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т. п.

Порядок выполнения таяммума

Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума.

1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу.

2. Протереть всё лицо пылью, оставшейся на ладонях от земли.

3. Ещё раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).

Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую. Обязательно нужно быть уверенным в том, что земля достигла всех протираемых частей правой и левой рук, а также лица. В противном случае таяммум необходимо выполнить заново.

Обязательные действия таяммума

1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.

2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.

4. Протирание рук до локтей включительно.

5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.

Желательные действия таяммума

1. Произнести «Истиазу» и «Басмалу».

2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.

3. Вначале протереть правую руку, затем левую.

4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела.

5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.

6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца, если оно имеется, и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.

Обстоятельства, нарушающие таяммум

1. Таяммум нарушает всё, что нарушает частичное омовение тела (вузу).

2. Обнаружение воды во время намаза.

Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где её обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.

3. Вероотступничество.

Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где она обычно бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.

Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительные намазы (навафиль) можно совершать сколько угодно.

Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)» .

При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдётся вода (но не земля) или предоставится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.

По толкованию мазхаба Абу Ханифы, тахарат – это очищение от нарушения омовения и от того, с чем нельзя совершать намаз. Эту чистоту можно навести всякими водами (дождевой, минеральной (вышедшей из-под земли), речной, морской, колодезной, проточной (из оврагов и т. д.), талой (снег, лед).

Без специального омовения невозможно совершить ни один намаз. Ведь предстать перед Аллахом можно только будучи ритуально очищенной. Эта процедура важна и вызывает множество вопросов у женщин. Поэтому давайте разберёмся, как правильно делать полное и малое омовение женщинам.

Существует два вида: малое омовение и полное омовение.

Как правильно делать полное омовение

Полное омовение в исламской культуре называется гусль. Для женщин оно исполняется после полового контакта с мужчиной, послеродового кровотечения, завершения критических дней, а также перед молитвами по пятницам и для праздничных молитв.

Распишем как правильно делать полное омовение женщинам по пунктам:

  • Для начала нужно иметь намерение в сердце и проговорить, что намереваетесь совершить полное омовение для довольства и благословения Аллаха.
  • Перед тем, как раздеться, произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к своему действию с именем Милостивого и Милосердного.
  • Вымыть руки три раза.
  • Тщательно подмыться, очистить половые органы от следов интимной близости, месячных и пр.
  • Выполнить малое омовение.
  • Три раза облить водой всё тело: начать с головы, потом перейти на плечи: сначала правое, затем – левое; обмыть всё туловище и только в самом конце помыть ноги.

Если во время полного омовения у женщины волосы собраны в причёску, не нужно специально их распускать. Главное, чтобы во время обливания намочились корни волос. Также необходимо помнить, что полное омовение считается выполненным, если мусульманка вымыла всё тело, прочистила нос и сполоснула ротовую полость.

Как правильно делать малое омовение

Малое омовение называют вуду. Когда же нужно малое омовение для женщины? Например, после полного омовения Вы посетили уборную, уснули, упали в обморок, у Вас пошла кровь, начался гной, Вас стошнило или наступило алкогольное опьянение или любой другой вид помутнения рассудка. Прикосновение к половым органам также обязывает к выполнению вуду.

Как женщине правильно делать малое омовение:

  • Начать малое омовение необходимо со слов о намерении выполнения ритуала ради довольства Аллаха.
  • Далее необходимо произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к малому омовению с именем проявляющего сострадание оберегающего.
  • Помыть руки до запястий.
  • Прополоскать ротовую полость трижды.
  • Прочистить нос три раза.
  • Умыть лицо трижды.
  • Вновь вымыть руки, но уже до локтей (также три раза).
  • Вытереть голову и прочистить ушные раковины: указательными пальцами протереть внутри, а первыми пальцами – внешнюю. Все эти манипуляции повторяются лишь один раз.
  • В заключение малого омовения помыть ноги трижды. В первый раз необходимо промыть между пальцами.

Омовение является важным, но не сложным процессом перед тем, как предстать перед Всевышним Аллахом. Если знать все нюансы и выполнять их в необходимой последовательности, это обеспечит ритуальную чистоту мусульманки перед

Омовение. Намаз. Совершение намаза. Как делать намаз?

Многие люди и даже те, кто был рожден мусульманином не знают, как начать молиться (совершать намаз) . Некоторые не могут начать молиться - им что-то мешает. Некоторые боятся начать совершать намаз потому что считают, что со временем они забросят это дело. Будущее знает только Всевышний, а эти сомнения ухищрения шайтана.
Оставление намаза - тяжкий грех, может ввести человека в неверие - неверный будет вечно гореть в аду.
Намаз является вторым по значению столпом Ислама , после Шагьадата (свидетельство- "Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его" ).
Намаз - обязанность мусульманина.

И так приступим... С чего начинать совершения намаза?

В первую очередь это омовение перед намазом. (Малое омовение). Делаем все по порядку.


По-арабски читаем справа на лево.


Намерение на омовение: Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательное омовение, ради Всевышнего Аллаха, Аллаху акбар.

1. Затем моем кисти рук , читаем молитву: اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
"Аль-хIамду лиллягьи-ллязи джагIаляль-маа тагьураа" - Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей.

2. Умывание лица , читаем следующее:اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
"Аллагьумма баййиз ваджгьи бинурика явма табъяззу вуджугьу авлияика ва ля тусаввид ваджгьи бизулюматика явма тасвадду вуджугьу гIдаика" - О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов.

3. Умываем правую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя). При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
"Аллагьумма агIтIини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира". - О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким.

4. Умываем левую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя) . При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
"Аллагьумма ля тугIтIини китаби бишимали ва ля мин вараи загьри". - О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади.

5. Протираем голову (смоченными ладонями обеих рук, проводим от лба до затылка (как в рекламах шампуня) три раза, каждый раз новой водой) . Читаем:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
"Аллагьумма хIаррам шагIри ва башари гIаля-ннар". - О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу.

6. Мытье правой ноги (ноги моем левой рукой, хоть немного и не удобно, но обязательно левой) . При этом читаем:اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
"Аллагьумма саббат къадамайя гIаля-ссиратIи явма тазиллю фигьиль-акъдам". - О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить .

7. Мытье левой ноги (тоже моем левой рукой) . Читаем тоже, что и при мытье правой ноги.

Если не знаете молитв, то можно читать суры или аяты из Корана. Например суры 112-114. По одной суре на каждую руку или ногу и конечно же лицо. При смачивании головы можно сказать Аллаху акбар (Аллах велик) или Бисмиллягьи рахIмани рахIим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного)

После омовения желательно прочитать дугIа (подняв ладони до уровня лица, повернувши ладони к небу - все дугIа читаю именно таким образом) . Читаем:молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

"Ашгьаду алля иллягьа илляллагь вахIдагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мухаммадан гIабдугьу ва расулюгьу. Аллагьумма-джгIальни мина-ттаввабина ваджгIальни миналь-мутатIагьирина, ваджгIальни мин гIибадика-с-салихIина, субхIанакаллашгьумма ва бихIамдика, ашгьаду алля илягьа илля анта, астагIфирука ва атубу иляйка, ва салляллагьу гIаля саййидина Мухаммадив-ва гIаля алигьи ва сахбигьи ва саллям". - Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад - Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие.

Намаз: Совершение намаза. Как делать намаз?

После совершения омовения , мусульманин может приступить к намазу. Существует пять обязательных намазов , которые мусульманин обязан выполнять каждый день.
Пять обязательных намазов это: 1. Утренний, 2. Полуденный (обеденный) 3. Послеполуденный (послеобеденный) , 4. Вечерний, 5. Ночной.
Утренний намаз состоит из 2х ракаатов; Вечерний намаз состоит из 3х ракаатов; Полуденный, Послеполуденный и Ночной состоят из 4х ракаатов. Что такое ракааты мы опишем ниже.

И так, приступим к совершению намаза.

Становимся на молитвенный коврик (будем рассматривать коврик, как место для намаза) . Стелим коврик так, чтобы встав на него вы смотрели в сторону Каабы (Киблы) . Любой намаз совершается повернувшись к Каабе.

Делаем намерение (например на вечерний намаз 3х ракаатный): Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательный вечерний трехракаатный намаз, ради Аллаха, Аллаху акбар (в момент, когда произносим Аллаху акбар , поднимаем руки с раскрытыми ладонями, чуть касаясь мочек своих ушей большими пальцами ). Затем опускаем ладони в район под сердцем, сначала ставим левую ладонь, а поверх её правую. И вот вы уже в намазе.

Делаем первый ракаат.

1. В этом положении читаем суру Аль-ФатихIа :

1 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم
"Бисмиллягьи рахIмани рахIим" - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

2 الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين
"АльхIамдулиллягьи раббиль гIалямин" - Хвала - Аллаху, Господу миров.

3 الرَّحْمـنِ الرَّحِيم
"Ар-РахIмани-р-РахIим" - Милостивому, Милосердному.

4 مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين
"Малики яумиддин" - Властелину Дня воздаяния.

5 إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين
"Иййака нагIбуду ва иййака настагIин" - Лишь Тебе наше поклонение, лишь к Тебе наша мольба о спасении.

6 اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
"Игьдина ссиратIаль мустакъим" - Веди нас прямым путем.

7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين
"СиратIал лязиина ангIамта гIаляйгьим, гъайриль магъзуби аляйгьим ва лязооалин" - Путем тех, кому ниспослал Ты милость Свою, не тех, на кого пал гнев Твой, и не тех, кто впал в заблуждение.

Аминь! (Аминь Рабб-аль гIаламин) .

2. После суры Аль-ФатихIа , Произносим Алаху акбар и нагибаемся вперед и кладем ладони на колени (становимся буквой "Г" - поясной поклон ). Произносим:
سبحان ربي العظيم
"СубхIана Рабби-ль-ГIазим" - Безупречен мой Великий Господь! 3 раза.

3. Выпрямляемся произнося:
سمع الله لمن حمده
"СамигIа-Ллагьу ли-ман хIамида" - Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!

4. После этого сказав Аллаху акбар идем на земной поклон (сужда) . Сначала ложим ладони на коврик (если здоровье позволяет, если не получается, то можно упасть на колени и уже потом положить ладони) , потом касаемся всем остальным коврика, это: колени, лицо. В общем коврика должны касаться семь частей тела: лицо (лоб, нос), ладони, колени и подушечки пальцев ваших ног. Ладони должны быть направлены в ту же сторону, что и молящийся (в сторону Каабы - обязательно) , кладем их на уровне плеч.
В таком положении читаем:
سبحان ربي الأعلى
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - Безупречен мой Высочайший Господь! 3 раза.

5. Прежде чем оторвать лоб от коврика следует произнести Аллаху акбар и уже потом садиться. Садимся так, чтобы ягодицы уперлись в пятки. Ладони кладем на колени. Этот момент называется "сидение между суждами" Замираем в таком положение на 2-3 секунды.

6. Сказав Аллаху акбар , снова кладем ладони на коврик и касаемся лицом (лбом и носом) коврика. Т.е. делаем то же самое, что и в четвертом пункте. После прочтения
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - 3 раза, говорим Аллаху акбар и встаем. И попадаем в такое положение, как в пункте 1. Один ракаат выполнен!!!

Второй ракаат - делается всё тоже самое, что и в первом. Но теперь после пункта 6 мы не встаем, а остаемся в положении "сидя" . Ладонь левой руки оставляем так же на колени, а правую ладонь сжимаем кулак, оставив указательный палец прямым (лучше полу-прямым) . В таком положении читаем: АттахIияту .

اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

"Ат-ТахIиййяту-мубаракату-ссалявату-ттIаййибату лиллягь. Ас-Саляму гIаляйка аййюгьа-ннабиййю ва рахIматуллагьи ва баракатугь. Ас-Саляму гIаляйна ва гIаля гIибадиллягьи-ссалихIин. Ашгьаду алля илягьа илляллагь ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь. Аллагьумма салли гIаля МухIаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама салляйта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим. Ва барик гIаля Мухаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама баракта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим, филь- гIалямина, иннака хIамиду-ммаджид" . - Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим.

В данном случае приведен салават: "Ас-Салят аль-Ибрагьимийя" (т.к. нужный нам салават пока найти не получается)

Когда читаете Шагьадат (свидетельство) в первой его части (Ашгьаду алля илягьа илляллагь ) отрываем указательный палец от колена на 3-4 сантиметров, во второй (ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь ) опускаем до уровня 1-2 см. Не опускайте палец и не дергайте, (это важно!). Произносим Аллаху акбар и встаем, как в пункте 1 - два ракаата сделаны.

Делаем еще один ракаат и снова читаем АттахIияту , чтоб закончить намаз т.к. это последний третий ракаат , поворачиваем голову в право и произносим: "Ас-саляму гIаляйкум ва РахIматул-лагь" , затем поворачиваем влево и произносим тоже самое.

Вот вы и совершили Вечерний трех ракаатный намаз.

Это намаз совершенный по Шафиитскому мазгьабу .

Хочу обратить ваше внимание, что это самый простой способ совершения намаза для начинающих. Со временем когда вы уже станете более знающими, в намаз можно добавлять короткие суры и аяты из Корана, читать дугIа и т.д.
Намаз совершается только на арабском языке.

Если заметили ошибки прошу поправить меня, я не являюсь алимом и могу ошибиться. Если есть текст Аттухияту на арабском и транскрипция будьте добры покажите.

Ритуальное очищение бывает трех видов:

  1. Вуду /الوضوء/ — малое омовение
  2. Гусль /الغسل/ — ритуальное омовение всего тела
  3. Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей или песком

Малое омовение — вуду /الوضوء/

В Священно Коране говорится о необходимости при определенных условиях совершать омовение лишь некоторых частей тела:

يا ايها الذين امنوا اذا قمتم الى الصلاة فاغسلوا وجوهكم وايديكم الى المرافق وامسحوا برؤوسكم وارجلكم الى الكعبين

«О вы, которые уверовали! Когда приступаете к совершению молитвы обрядовой, омойте лица ваши и руки до локтей, проведите [рукой мокрой] по голове и ногам до щиколоток…» — Сура « Аль-Маида» (5), аят 6. Обряд «вуду», как и любой другой вид поклонения, начинается с намерения (нийат), которое должно быть искренним, без капли притворства и с желанием только лишь достичь довольства Всевышнего. Словами это можно выразить в следующей форме: «Совершаю малое омовение, чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху».

Порядок совершения малого омовения

При совершении малого омовения (вуду) вначале один раз или дважды умывают лицо. Омывать лицо следует строго сверху вниз, т.е. от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка. Набрав в ладонь правой руки воду, омывают лицо, охватывая его шириной ладони от конца указательного и до конца большого пальцев кисти правой руки. Предшествующие этой процедуре обмывание кистей рук, полоскание ротовой и носовой полости не являются обязательными, но поощряются.

После того как омыли лицо, необходимо омыть руки. Причем в начале необходимо омыть правую руку, а затем левую. Набрав левой ладонью воду, моют правую руку, начав от локтевого сгиба до кончиков пальцев. Для того чтобы убедиться в том, что локти промыты, необходимо помыть чуть выше них. Хотя бывает, что кисти рук моют до омовения, но при совершении малого омовения все равно необходимо помыть свои руки от локтей и до кончиков пальцев, так как если руки будут омыты только до запястий, то такое омовение считается недействительным.

Омыв правую руку, точно таким же образом омываем левую руку. Кажду руку достаточно вымыть один раз, а мытье рук более двух раз аннулирует омовение .

После омовения рук совершаем обтирание головы влажной рукой в области темени. Обтирание головы необходимо совершать так, чтобы со стороны было понятно, что человек протирает рукой голову, а не голову протирает о руку. Желательно обтирание головы совершать тремя сомкнутыми пальцами и длиной в один палец.


Затем, необходимо провести влажными руками по ногам до их сгиба. В начале необходимо провести по правой ноге, а затем по левой.

Необходимо упомянуть, что темя головы и поверхности ног во время обтирания должны быть сухими.

Некоторые положения шариата, связанные с малым омовением

При совершении омовения (вуду) необходимо строго придерживаться некоторых правил:

  • Вода должна быть чистой, и в порядке предосторожности она не должна быть запачканной вещами, которые являются чистыми, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу).
  • Вода должна быть дозволенной к использованию (шариатом). Не должна быть узурпированной.
  • Вода не должна быть смешанной с чем-либо, поэтому предосудительно использовать для омовения соки, чай, кофе и т.д.
  • Посуда, используемая для омовения, должна быть дозволенной (не узурпированной).
  • Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной.
  • Части тела, которые мы моем во время вуду или обтираем, должны быть чистыми.
  • Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела (части, используемые во время вуду).
  • Вуду должно совершаться с искренним намерением, без притворства.
  • Во время вуду необходимо соблюдать порядок действий в том виде, в котором было сказано.
  • Действия вуду должны совершаться беспрерывно и последовательно.
  • Человек сам должен совершать вуду без чьей-либо помощи, кроме случаев, когда он сам не в состоянии совершать его самостоятельно.
  • Использование воды не должно навредить ему (его здоровью).
  • Наличие времени для совершения вуду.

При соблюдении вышеперечисленных условий омовение принимается, но если хотя бы одно из этих положений не будет соблюдено, то в таком случае вуду недействительно.

Желательные зикры и дуа во время совершения омовения

Во время омовения желательно произносить следующие слова (каждое в свое время, соответственно):

При виде воды:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ الْمَاءَ طَهُورًا وَ لَمْ يَجْعَلْهُ نَجِسًا

Транскрипция

Аль-хамду лилляхиль лязи джа’аляль маа тахура ва лям йаджа’льху наджиса

Перевод

Хвала принадлежит лишь Аллаху, Который установил воду для очищения и не сделал ее скверной!

Слушать:

Во время мытья рук:

بِسْمِ اللَّهِ وَ بِاللَّهِ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِى مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِى مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

Транскрипция

Бисмилляхи ва билляхи Аллахумма дж’альни минат-таввабина ва дж’альни миналь-мутатаххирин

Перевод

Во имя Аллаха и с Аллахом, Боже сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся!

Слушать:

После полоскания рта:

اَللَّهُمَّ لَقِّنِى حُجَّتِى يَوْمَ أَلْقَاكَ وَ أَطْلِقْ لِسَانِى بِذِكْرِكَ

Транскрипция

Аллахумма ляккини худжати йаума алькака ва атлик лисани бизикрик

Перевод

Боже, дай мне доказательство в день, когда Ты будешь давать его, развяжи язык мой, чтобы я упоминал Тебя.

Слушать:

После полоскания ротовой полости:

اَللَّهُمَّ لاَ تُحَرِّمْ عَلَىَّ رِيحَ الْجَنَّةِ وَ اجْعَلْنِى مِمَّنْ يَشُمُّ رِيحَهَا وَ رَوْحَهَا وَ طِيبَهَا

Транскрипция

Аллахумма ля тухаррим аляйа рихаль джаннати вадж’альни мимман йашумму рихаха ва раухаха ва тибаха

Перевод

Боже, не запрещай мне запаха рая, и сделай меня из тех, кто почувствует его запах, [ощутит] его ветер и благовония!

Слушать:

Во время мытья лица:

اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِى يَوْمَ تَسْوَدُّ فِيهِ الْوُجُوهُ وَ لاَ تُسَوِّدْ وَجْهِى يَوْمَ تَبْيَضُّ فِيهِ الْوُجُوهُ

Транскрипция

Аллахумма байид ваджхи йаума тасвадду фихиль вуджух ва ла тусаввид ваджхи йаума табйадду фихиль вуджух

Перевод

Боже, обели лицо мое в день, когда почернеют лица, и не очерняй его в день, когда будут белеть лица!

Слушать:

Во время мытья правой руки:

اَللَّهُمَّ اعْطِنِى كِتَابِى بِيَمِينِى وَ الْخُلْدَ فِى الْجَنَانِى بِيَسَارِى وَ حَاسِبْنِى حِسَابًا يَسِيرًا

Транскрипция

Аллахумма а’тыни китаби бийамини валь хульда филь джанани бийасари ва хасибни хисабан йасира

Перевод

Боже! Дай запись [деяний] моих в правую [руку], вечное [пребывание] в раю — в левую, и сделай мою расплату легкой!

Слушать:

Во время мытья левой руки:

اَللَّهُمَّ لاَ تُعْطِنِى كِتَابِى بِشِمَالِى وَ لاَ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِى وَ لاَ تَجْعَلْهَا مَغْلُولَةً إِلِى عُنُقِى وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُقَطِّعَاتِ النِّيْرَانِ

Транскрипция

Аллахумма ля ту’тыни китаби би шимали ва ля мин вараи захри ва ля тадж’альха маглулятан иля ‘унуки ва а’изу бика мин мукатти’атин-ниран

Перевод

Боже! Не дай письмо [деяний моих] мне в левую [руку] и не из-за спины, и не закованным в мою шею, и ищу спасения у Тебя от огненных обломков [ада]!

Слушать:

Во время обтирания головы:

اَللَّهُمَّ غَشِّنِى بِرَحْمَتِكَ وَ بَرَكَاتِكَ وَ عَفْوِكَ

Транскрипция

Аллахумма гашшини бирахматика ва баракатика ва ‘афвика

Перевод

Боже! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением!

Слушать:

Обтирая ноги:

اَللَّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمِي عَلَى الصِّرَاطِ يَوْمَ تَزِلُّ فِيهِ الْأَقْدَامُ وَ اجْعَلْ سَعْيِى فِي مَا يُرْضِيكَ عَنِّى يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الْإِكْرَامِ

Транскрипция

Аллахумма саббитни аляс-сырати йаума тазиллу фихиль акдам вадж’аль са’йи фи ма йурдика анни йа заль джаляли валь икрам

Перевод

Боже! Укрепи мои стопы на мосту Сират в день, когда будут скользить на нем ноги и сделай так, чтобы я усердствовал в том, чем Ты доволен. О, Обладатель величия и милости!

Слушать:

По завершению омовения:

للَّهُمَّ إنِّى أَسْأَلُكَ تَمَامَ الْوُضُوءِ وَ تَمَامَ الصَّلاَةِ وَ تَمَامَ رِضْوَانِكَ وَ الْجَنَّةَ وَ الَحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Транскрипция

Аллахумма инни ас-алюка тамамаль вудуи ва тамамас саляти ва тамама ридваника валь джанната валь хамду лилляхи раббиль ‘алямин

Перевод

Боже! Поистине, я прошу у Тебя полного омовения и полной молитвы и полного Твоего довольства и рая. Хвала Аллаху, Господу миров!

Слушать:

Полное омовение — гусль /الغسل/

О нем Всевышний Аллах сказал в Священном Коране следующее:

وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ

«…а если вы осквернены (половым контактом), то очиститесь…» — Сура « Аль-Маида» (5), аят 6.

Виды полного омовения — гусль /الغسل/

  1. «Гусль аль-джанабат» — /غسل الجنابة/ — ритуальное омовение тела после полового акта,
  2. «Гусль масс аль-майит» — /غسل مس الميت/ — ритуальное омовение, вызванное прикосновением к умершему,
  3. «Гусль аль-майит» — /غسل الميت/ — ритуальное омовение умершего,
  4. «Гусль аль-хайд» — /غسل الحيض/ — омовение для женщины после завершения месячных,
  5. «Гусль аль-истихада» — /غسل الاستحاضة/ — омовение после завершения некоторых иных неменструальных выделений,
  6. «Гусль ан-нифас» — /غسل النفاس/ — омовение по завершению послеродовых кровотечений,
  7. «Гусль ан-назр» — /غسل النذر/ — омовение, которое становится обязательным по причине данного обета или клятвы.

Порядок совершения полного омовения

Все виды полного омовения совершаются абсолютно одинаково, за исключением некоторых дополнительных предписаний, касающихся омовения усопших, но эта тема сейчас затронута не будет.

Гусль можно выполнить двумя способами, совершая «гусль тартиби» (омовение по частям в строго определенном порядке) и «гусль иртимаси» (одновременное омовение всего тела).

Совершая «гусль тартиби» и определив его как таковое, в порядке обязательной предосторожности необходимо вымыть сначала голову и шею, затем правую часть тела, а после — левую.

Ритуальное омовение «гусль иртимаси» будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий его сразу полностью окунется в воду или будет погружаться в воду постепенно до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения «гусль иртимаси» необходимо такое количество воды, чтобы человек мог полностью погрузить себя в нее.

Условия действительности полного омовения

Все те условия, которые необходимы в вуду, вроде чистоты воды и принадлежности ее совершающему омовение, являются также обязательными и для ритуального омовения категории «гусль». Однако при совершении омовения «гусль» нет необходимости мыть тело сверху вниз, также как и при совершении «гусль тартиби» нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую его часть.

Тот, кто должен совершить несколько омовений тела, может объединить их всех в намерении и совершить один гусль за все. Тот, кто совершит ритуальное омовение тела после полового акта «гусль аль-джанабат», для совершения молитвы не нуждается в совершении дополнительно к нему малого омовения.

Во время одновременного омовения тела «гусль иртимаси» или омовения по частям «гусль тартиби» не обязательно, чтобы все тело было чистым, и если тело очистится с погружением в воду или обливанием воды с намерением омовения тела, то такой гусль будет считаться верным.

Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей

Таяммум – это один из способов очищения, равноценный малому или даже полному омовению, о котором сказано в священном Коране:

وان كنتم مرضى او على سفر او جاء احد منكم من الغائط او لامستم النساء فلم تجدوا ماء فتيمموا صعيدا طيبا فامسحوا بوجوهكم وايديكم ان الله كان عفوا غفورا
«…Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Прощающий, Извиняющий» — Сура « Ан-Ниса» (4), аят 43.

Из этого и других аятов Священного Корана видно, что при некоторых обстоятельствах необходимо вместо вуду совершать таяммум, а именно:

  1. При отсутствии воды или при невозможности достать воду.
  2. В случае опасности нанесения вреда (здоровью).
  3. В случае, если человек использует воду для совершения омовения, и при этом сам, жена, дети, друзья или те, которые имеют с ним какие-то отношения (даже животные, находящиеся в его распоряжении), умрут от жажды или заболеют, или это приведет к острой жажде, которую трудно вытерпеть.
  4. В случае, если его тело или одежда стали осквернены, а воды хватает лишь для устранения скверны, а другой одежды нет под рукой.
  5. В случае, если времени будет очень мало, что если совершит вуду или гусль, установленное для молитвы время подойдет к концу, и вся молитва или ее часть будет выполнена после положенного времени.

Порядок совершения таяммум

Таяммум начинают совершать с искреннего, внутреннего намерения – «нийат», которое можно выразить, например, такими словами: «Совершаю таяммум для приближения к Всевышнему Аллаху».

После этого нужно ударить ладонями обоих рук по предмету, заменяющим воду. Это может быть земля, песок, глина, камни, голыши, но при том условии, если они будут чистыми.

Затем, прикасаясь ладонями обеих рук к верхней части лба, перпендикулярно бровям совершаем обтирание сверху вниз до уровня переносицы.

После чего ладонью левой руки обтираем внешнюю поверхность кисти правой руки запястья и до кончиков пальцев.

Точно также поступаем и с кистью левой руки, обтирая ее внешнюю поверхность ладонью правой руки от запястья и до кончиков пальцев.

Для совершения «таяммум»-а человек должен снять с руки кольцо и избавиться от любого другого препятствия, находящегося на тех частях тела, которые используются при совершении «таяммум»-а.

Все деяния «таяммум»-а должны совершаться с чистым намерением и ради послушания указов Всевышнего. Нет необходимости определять, что «таяммум» совершается вместо гусля или вместо вуду, кроме одного случае, когда совершаются оба одновременно.

Вуду, или малое омовение — это традиционный ритуал и практика, с помощью которых мусульмане поддерживают на высоте уровень физической и духовной гигиены. Традиционно омовение считается очищением ума и тела мусульманами перед совершением обязательной молитвы — намаза.

О том как делать намаз , мы писали ранее.

Детали выполнения основных этапов могут отличаться в разных исламских школах. В Коране же написано следующее:

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.» (Коран. Сура 5, Аль-Маида (Трапеза) 5:6)

Как делать омовение. Последовательность этапов

Ният (намерение)

Намерение — это концепция в исламе, совершения любого действия ради Аллаха. Чтобы выполнить вуду должным образом, мусульманин должен сосредоточиться, успокоить свои мысли и отвлечься от внешних раздражителей.

Ният не обязательно предполагает произнесение каких-то фраз, но фокусировка на слове «Бисмиллях» (во имя Аллаха) — это хороший способ достичь необходимого уровня концентрации. Можете произнести это про себя или вслух, в зависимости от того, как комфортно.

Омовение кистей рук

Левой рукой омываем правую руку трижды. После этого правой рукой омываем левую руку три раза. Убедитесь в том, чтобы вода захватила все области, включая участки между пальцами и все области до запястья.

Омовение рта

Правой рукой набераем воду и ополаскиваем рот изнутри три раза. Нужно хорошо омыть полость рта и выплюнуть воду наружу.

Омовение носа

Необходимо вдохнуть воду, набрав ее правой рукой и выдохнуть, придерживая одну ноздрю левой рукой, если это будет удобнее.

Омовение лица

Умываемся, покрывая водой области от правого уха к левому и от корней волос до подбородка.

Омовение предплечий

Омываем область руки от запястья до локтя. Правая рука омывается левой рукой три раза, инаоборот

Омовение головы

Мокрыми руками протираем волосы от лба к затылку один раз.

Омовение ушей

Той же самой водой протираем область внутри ушей и за ушами (указательными и большими пальцами).

Омовение ног

Омываем каждую стопу до лодыжек, убедившись, что вода прошла между пальцев. Омовение ног начинается с правой ноги три раза и заканчивается трехкратным омовением левой стопы.

После этого не обязательно, но желательно про себя произнести дуа (мольбу)

«Аш-хаду алля илляха иллАаху
уа ашхаду анна мухаммадан абдуху уа рассулюх
Аллахума джа’альни минат-тауабина
уа джа’альни миналь-мататахиррин»

Что в переводе означает: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник. Боже, сделай меня кающимся и сделай меня очищающимся».

Важно! Омовение необходимо повторить, если оно было нарушено.

Действия, которые нарушают омовение

  • обморок,
  • отправление естественных потребностей,
  • метеоризм (испускание газов),
  • громкий смех,
  • нечистые выделеня (гной, кровь и т.п.)
  • рвота,
  • опьянение.
  • Очистите ваши мысли перед совершением омовения (вуду), чтобы сконцентрироваться на поклонении Всевышнему.
  • Лучше отправить нужду перед омовением. Таким образом снижается вероятность внезапного появления потребности после совершения омовения.
  • Для выполнения омовения необходима чистая вода. Если найти воду проблема — допускается сухое омовение (таяммум) при помощи чистой пыли, земли или песка.
  • Этапы омовения необходимо выполнять в указанном порядке без длительных пауз между ними.
  • Полезной практикой является чистка зубов — практика, которую выполнял Пророк Мухаммед.
  • Если рука находится в гипсе — допускается проводить омовение руки поверх гипса.
Поделиться