Какие ограничители действуют на внутреннюю свободу человека и как её обрести? Психология внутренней свободы Стремление к внутренней свободе

Куда он вкладывает силу своего внимания, то и реализуется.

Если человек хочет обрести духовную свободу, он её обретёт.

А если он хочет оставаться рабом, он и останется рабом.

Жить или умереть - выбирает человек сам.

И.М. Данилов

Человеку дана жизнь. И каждый волен выбирать, как её прожить, независимо от того, осознаёт он за собой это право выбора или плывёт по течению, возлагая ответственность за жизненный путь на других людей. В этом и заключена красота жизни, справедливость и путь познания человека.

Люди хотят, чтобы жизнь приносила радость и счастье. Для многих это является основным приоритетом, несмотря на то, что он может быть не проявлен и скрыт в подсознании. Важно понять, что для человека является радостью и счастьем, что он вкладывает в эти определения. Счастье временным не бывает, ибо это - не счастье, если с изменением внешних условий оно перестаёт быть таковым. Это может быть эмоциональным всплеском, выбросом гормонов, эндорфинов, приносящим состояние эйфории. После эйфории наступает состояние пустоты, разочарования. А счастье - оно постоянно. Тихое, спокойное, размеренное, исходящее изнутри, из внутреннего неиссякаемого источника. Настоящее счастье человек может обрести только внутри себя, пребывая в гармонии со своей душой.

Для людей свобода является фундаментальной основой жизни. Она воспевается, прославляется, о ней много говорится, и люди готовы жертвовать многим ради прикосновения к этому состоянию. У кого-то это действительно получается, и человек преображается, сияет любовью, радостью, светом и добром, а для кого-то она становится горизонтом. Человек непрерывно стремится к ней, ставит новые цели, достигает их, а радости нет, счастье не приходит.

Нам, как исследователям, познающим этот мир, стоит разобраться, что это за свобода, которая дарит жизнь, наполняет человека изнутри любовью и спокойствием, а что собой представляет другая, эфемерная, призрачная, переходящая в разряд недосягаемой цели, к которой постоянно в течение жизни стремится человек, так же, как ослик за подвешенной перед ним морковью.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Дышать полной грудью, осознавать свои желания и реализовывать их. Принимать решения, не поддаваясь влиянию окружающих и позволять себе быть собой, сохраняя преданность своей идентичности и принадлежности. Способность делать выбор и быть за него ответственным, не обвиняя и не наказывая себя за ошибки и несовершенства – вот что значит внутренняя свобода человека.

Как появляются ограничения?

Мнение окружающих

Замечали, как много энергии у маленьких детей? С каким азартом и интересом они проживают каждый свой день? А всё дело в том, что они непосредственны и не останавливают себя в своих желаниях. Пока не вырастут, потому что заботливые родители и чужие люди начинают обучать их нормам поведения. Часто, по моим наблюдениям, это выглядит так: «Не делай так, а то сейчас с тебя все будут смеяться». И малышу, услышавшему заводную музыку на остановке, приходится переставать пританцовывать в такт, ведь потому что это стыдно и окружающие на него будут смотреть, да ещё и смеяться.

А потом, уже во взрослом возрасте, он перестанет делать целую кучу вещей, которые, по его мнению, привлекут к нему внимание, после чего ему обязательно будет очень стыдно. Например, предложить на собрании свою идею о том, как увеличить продажи, чтобы иметь шанс продвинуться в карьере, или подойти к понравившейся девушке… Много чего, ведь внутри будет жить страх осуждения и обесценивания.

Такой процесс называется интроекция. Это самый основной враг, из-за которого возникает несвобода. То есть, убеждения, нормы поведения, приоритеты и прочее, к которым мы пришли не самостоятельно, а переняв у других, значимых для себя людей, даже которых ненавидим. Ведь тогда их образ сидит глубоко внутри, и им мы привыкли пользоваться в любых жизненных обстоятельствах. К интроектам вполне можно отнести и приметы.

К примеру, женщина во время беременности не ухаживает за собой, то есть не делает макияж, не красит волосы и прочее, потому что существует примета, запрещающая этот процесс. И тогда очень прекрасное время, когда по идее женщина расцветает, нося под сердцем дитя, становится для неё невыносимым и не таким прекрасным, как казалось. Она ненавидит своё отражение в зеркале, и ждёт момента, когда наконец родит и сможет снова почувствовать себя привлекательной.

Неудачный опыт

Также возникает из-за какого-то неудачного опыта, который откладывается в подсознании. В моменты, схожие с предыдущей ситуацией, возникает чувство страха, растерянности. После проживания травматичного опыта, человек может вообще закрыться в себе, не рискуя проявляться и пытаясь блокировать эмоции, чтобы не ощущать боли. В таком случае блокируется и становится несвободной какая-то часть личности. Например, после насилия женщина боится проявлять свою женственность и сексуальность, она испытывает напряжение в присутствии мужчин, а порой и агрессию. О какой тогда внутренней свободе может идти речь, когда существуют такие весомые ограничители?

Часто мы себя останавливаем из страха порушить отношения. Разница между свободным и несвободным человеком здесь в одном, первый делает осознанный выбор. Например, не проговаривая начальнику своё мнение о нём, потому что понимает, какие последствия это повлечёт. А вот второй из воспитанности, старшим по званию ведь не грубят, и вообще, потому что тревожно человеку правду в лицо сказать, и тогда он будет терпеть несправедливость, позволять пользоваться собой, не предпринимая попыток поискать более достойную работу с адекватным начальством.

Непринятие себя


Серьёзная проблема, которая очень сковывает в предъявлении себя миру – это непринятие себя таким, какой есть. Каких-то качеств, частей тела, личных особенностей, жизненной истории… Вследствие чего появляется низкая самооценка. На фоне её, будет возникать постоянное неосознанное сравнение себя с другими, и совсем не с позитивными выводами. Попав в компанию более успешных людей, человек, у которого много внутренних ограничений не будет чувствовать себя комфортно. Он будет стараться не высовываться и казаться незаметным.

Многие женщины не принимают свое тело таким, какое есть. Мечтая похудеть, измениться, и имея идею, что внешняя оболочка играет самую главную роль в жизни, и что после этих перемен всё наладится и станет по-другому. Но, похудев, редко ощущают ожидаемое счастье, потому что внутри остались прежними. Вот какая женщина больше привлечёт к себе мужского внимания, которая красивая, но очень скованная, зажатая, избегающая общения и слишком напряжена? Или которая, к примеру, с лишним весом, но при этом энергичная, свободная и получающая удовольствие от жизни?

Страх неизвестности

У некоторых людей возникает страх перед неизвестностью, когда некомфортно, если что-то не идёт по плану, когда появляется необходимость приспосабливаться. Поэтому такие личности контролируют, или по крайней мере пытаются контролировать не только жизнь близких, но и обстоятельства. А это ведь, как вы знаете – невозможно. И от этого страдают не только они, но и те, кого контролируют.

Например, вполне естественный страх потерять ребёнка превращается в пытку. Когда мать отказывается от личной жизни, опекая своего сына, не давая ему свободы и проверяя каждый шаг. Страдает она, как от тревоги, так и невозможности жить, получая удовольствие, насыщение и реализовывая потребности. Будет страдать и сын, который чувствует себя в тисках, не имея также возможности жить, как хочется и получать опыт методом проб и ошибок.


Обретение свободы прежде всего начинается с осознания того, что вы ответственны не только за свою жизнь, но и её качество. Поэтому не стоит стараться быть «хорошим» и всем угождать, привнося в жертву свои интересы, или ожидать «доброго волшебника», который появится и всё изменит. Поэтому, если что-то происходит, из-за чего вы несчастны, подумайте, стоит ли терпеть дальше, или всё-таки рискнуть, и попробовать по-другому.

Можете взять листик, разделить его на две колонки. В одну выписать минусы и последствия, если вы оставите всё как есть, ну, например, не разводясь или не увольняясь. Чем чревато и к чему приведёт со временем. А во вторую колонку напишите риски, страхи и фантазии о том, как всё изменится и что случится, если вы рискнёте изменить что-то в жизни, что не устраивает. И если принимаете решение, что всё оставляете как есть – это и будет вашим осознанным выбором.

Например, я остаюсь с мужем-алкоголиком потому, что мне ценны те моменты, когда он трезв, и это мой выбор. Тогда я не буду выглядеть жертвой и задаваться вопросом, как обрести счастье, тогда я свободная личность, которая знает, что и зачем делает.

2.Зависимости

Зависимость частично лишает нас права выбора, ограничивая в действиях и вообще, возможностях. На пути саморазвитии это существенное препятствие, которое не даст дышать полной грудью и смело заявить, что вы свободный, осознанный человек. Рекомендую почитать несколько статей, которые я посвятил именно этой теме: « », и

3.Установки

Так вот, иксы воспитывали детей, прививая ценность получения образования, и в их эпоху это действительно было залогом успешной жизни, пока не грянула перестройка. И если раньше этот интроект работал, то сейчас заработать миллион под силу и без получения диплома. Главное верить в себя и не останавливаться перед препятствиями. Но, чтобы угодить родителям, многие неосознанно поступают в университеты, занимаясь совсем не тем, чего хочется и тратят целые года впустую, прежде, чем обретут себя.

Кстати, примеры таких людей описаны в статье . Поэтому поисследуйте также степень влияния мнения других людей. Подумав, зачем вы или для кого вы принимаете какие-то решения, которые касаются именно вашей жизни.

4.Реальный я


Чтобы повысить уровень внутренней свободы, необходимо реально взглянуть на себя. Вы ведь знаете, что идеальных людей не бывает, как и полностью ничтожных. В чём-то мы хороши, а в чём-то другим удаётся лучше себя проявить. И вот свои плюсы и минусы стоит понимать, не ругая, стыдясь и наказывая, а принимая таким разным. Вот не умею я ремонтировать машины, поэтому и не лезу их разбирать. Зато отлично разбираюсь в компьютерах, поэтому помогаю с ними даже знакомым.

И точно также же с внешностью, качествами и т.д. Главное наше отношение к чему-то. Если я не требую от себя слишком многого, умея наслаждаться тем, что есть и правильно этим пользоваться – тогда я смело могу утверждать, что я свободная личность.

Заключение

На сегодня всё, уважаемые читатели! Желаю вам раскрытия личного потенциала, вдохновения и сил на пути к себе и познанию себя. Не забывайте подписываться на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, которая поможет в саморазвитии. Успехов вам и свершений!

тБЪЗПЧПТ У УПВПК

юФПВЩ ПУЧПВПДЙФШУС ПФ ОЕЗП Й УФБФШ УЧПВПДОЩН, ОБДП ОБХЮЙФШУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У УПВПК. й ЗМБЧОЩН ЪДЕУШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, СЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ. иПФЙН МЙ НЩ УФБФШ УЧПВПДОЩНЙ? еУМЙ - «ДБ», ФП ТБЪЗПЧПТ РПМХЮЙФУС. чЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, ЮФП УЧПВПДБ - ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, Б ЪОБЮЙФ, ЧОЕЫОЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧОХФТЕООЕЕ УРПЛПКУФЧЙЕ.

ьФП ЛБУБЕФУС Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ Й РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ. чОЕЫОСС УТЕДБ ДП ФЕИ РПТ ВХДЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧБУ, РПЛБ ЧЩ ОБ ЬФП ВХДЕФЕ ТБЪДТБЦБФШУС. еУМЙ ЧЩ РПРБМЙ Ч УЙФХБГЙА, ЛПФПТБС НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ Ч ЧБУ ЗОЕЧ ЙМЙ ТБЪДТБЦЕОЙЕ, РПРТПВХКФЕ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕНОПЗП ПФУФТБОЙФШУС, УФБФШ ЮХФПЮЛХ ЧЩЫЕ ДБООПК УЙФХБГЙЙ. фБЛБС РПЪЙГЙС Й ВХДЕФ ОБЮБМПН ЧБЫЕЗП ХУРЕИБ. еУФШ ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ УТЕДУФЧП ВПТШВЩ УП УЧПЙНЙ ЧТБЗБНЙ: ОХЦОП ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШ ЙИ. пВЙДЕМ ЧБУ ЮЕМПЧЕЛ, Б ЧЩ ОБЮОЙФЕ ЙУЛБФШ Ч ОЕН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ, ОБЮОЙФЕ ЪБДХНЩЧБФШУС: Б РПЮЕНХ ПО ЧБУ ПВЙДЕМ? дМС ЮЕЗП ЧБН ОЕПВИПДЙН ЬФПФ ХТПЛ? юФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПОСФШ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? ъБДБЧБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУЩ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧЩ ОЕ РПКНЕФЕ, ЮФП ЬФП ЮЕМПЧЕЛ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Л ЧБН ДМС ЧБЫЕЗП ЦЕ ВМБЗБ, ЮФП ВЩ ЧЩ ЮЕТЕЪ ПВЙДХ, ЮЕТЕЪ ВПМШ РПОСМЙ ФП, ЮФП ПВЩЮОЩН РХФЕН ОЕ РПОЙНБМЙ. й ЛПЗДБ ЧЩ ХЧЙДЙФЕ «УФБТБОЙС» ЧБЫЕЗП ЧТБЗБ, ЧЩ РТПУФЙФЕ ЕНХ ПВЙДХ Й ДБЦЕ РПМАВЙФЕ ЕЗП. фЕРЕТШ ОБ ПДОПЗП ЧТБЗБ Х ЧБУ УФБМП НЕОШЫЕ.

сТЛЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ ФПЦЕ НПЗХФ ДЕТЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ. лФП-ФП РПУФПСООП УФБЧЙФ ГЕМЙ, ЮФП ВЩ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЙИ ЙУРЩФЩЧБФШ ТБДПУФШ. б ПФ ТБДПУФЙ ДП ТБДПУФЙ ПО ВХДЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ДЕРТЕУУЙЙ. оБИПЦДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПУФПСОЙЙ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК - ЬФП ЕУФЕУФЧЕООПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. й НЩ ЧУЕ ВЕЪПЗПЧПТПЮОП ХУФТЕНМЕОЩ Л ПЭХЭЕОЙА УЮБУФШС. оП НОПЗЙЕ ДПВЙЧБАФУС ЬФПЗП РХФЕН ХРПФТЕВМЕОЙС УРЙТФОПЗП Й ОБТЛПФЙЛПЧ, ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ЮФП ЕУФШ ЙОЩЕ РХФЙ. фБЛ МАДЙ РТЙПВТЕФБАФ ЧОХФТЕООАА ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТЙЧЩЮЕЛ. й ЕУМЙ ЧЩ УЕКЮБУ ХУФТЕНЙМЙУШ Л РПЙУЛХ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ, ФП РТПЧЕДЙФЕ УЕТШЕЪОХА ЮЙУФЛХ УЧПЕЗП ПТЗБОЙЪНБ ПФ РТЙПВТЕФЕООЩИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. нЙТуПЧЕФПЧ РТЕДМБЗБЕФ ЧБН ПЮЕОШ РТПУФПК НЕФПД: РТЙХЮЙФШ ПТЗБОЙЪН Л РПМЕЪОПК РТЙЧЩЮЛЕ - ЕЦЕДОЕЧОП ЙЪВБЧМСФШ УЕВС ПФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. ьФП Й УМПЦОП Й РТПУФП ПДОПЧТЕНЕООП. еУМЙ ЧЩ ЙУРХЗБЕФЕУШ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕ РТПКДЕФЕ ЕЗП, ФП ЧЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕФЕ УЕВС ОБ НОПЗП УФХРЕОЕК ЧЩЫЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЧЩ УЕКЮБУ. б НЩ ХЧЕТСЕН ЧБУ - ФПФ ДТХЗПК ЮЕМПЧЕЛ - РТЕЛТБУЕО!

фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЙЪВБЧМСКФЕУШ ПФ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЦЕМБОЙК. уВЩЧЫБСУС НЕЮФБ ДЕМБЕФ ОБУ УЮБУФМЙЧЕЕ, ОП ОЕ ОБ ДПМЗП.

рПФПН ЧПЪОЙЛБЕФ ОПЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ФБЛ ЗПОЛБ ЪБ ОЙНЙ РТПДПМЦЙФУС. рПРТПВХКФЕ ВЕЪ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙ РТЙМПЦЙФШ Л УЕВЕ ПЭХЭЕОЙЕ УЮБУФШС, ЛБЛ ЬФП УДЕМБМЙ ЗЕТПЙ ЙЪЧЕУФОПК ОБ ЧЕУШ НЙТ УЛБЪЛЙ нПТЙУБ нЕФЕТМЙОЛ «уЙОСС РФЙГБ». нБМШЮЙЛ Й ДЕЧПЮЛБ РПОСМЙ, ЛБЛ НПЦОП ПВНБОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ, Й ПОЙ ПВТЕМЙ ОБЗТБДПК УЙОАА РФЙГХ УЮБУФШС. уЧПВПДОЩН ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УПЗТЕЧБЕФ ЕНХ УЕТДГЕ.

рТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС.

фЕПТЙА НЩ ПУЧПЙМЙ, ФЕРЕТШ РТПЧЕДЕН РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ. мСЗФЕ ОБ ТПЧОХА РПЧЕТИОПУФШ. тБУУМБВШФЕУШ. оПЗЙ, ТХЛЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЗПМПЧБ - ЧУЕ ТБУУМБВМЕОП. рТПЮХЧУФЧХКФЕ ЬФП. ъБЖЙЛУЙТХКФЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЛБЛ ТБУУМБВМСАФУС ЧБЫЙ НЩЫГЩ. б ФЕМП ЛБЛ ВЩ ПВНСЛБЕФ. чБЦОП РТПЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЮФПВЩ ТБУУМБВЙМЙУШ ФЕ НЩЫГЩ, ЛПФПТЩЕ Х ОБУ ОЕ ТБУУМБВМСАФУС ДБЦЕ ОПЮША. ьФП НЕМЛЙЕ НЩЫГЩ МЙГБ Й НЩЫГЩ РМЕЮЕЧПЗП РПСУБ. фЕРЕТШ РТЙУФХРЙН Л УБНПНХ ЧБЦОПНХ НПНЕОФХ: ПУЧПВПДЙН ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК. оБН ОХЦОП УФБФШ ЮЙУФЩН Й ВЕМЩН МЙУФПН ВХНБЗЙ, ОБ ЛПФПТЩК НПЦОП ВХДЕФ ЧРЙУБФШ «ОПЧХА ЙУФПТЙА». пУЧПВПДЙФШ ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК ДБЦЕ ОБ ОЕУЛПМШЛП УЕЛХОД - ЬФП ВПМШЫПК ФТХД. нЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ЙИ РПУФПСООПНХ РТЙУХФУФЧЙА. оП ЙНЕООП Ч ЬФПК УМПЦОПУФЙ ИТБОЙФУС ФБКОБ ХУРЕИБ. йФБЛ, ХЧЙДЙН, ЛБЛ НЩУМЙ ЪБИПДСФ Ч ЗПМПЧХ. пФУМЕДЙН ЙИ ИПД, ПЮЕТЕДОПУФШ. ъБФЕН ОЕ РПЪЧПМЙН ЬФПНХ ЛБТБЧБОХ ЧПКФЙ Ч ОБЫЕ РПМЕ Й ОЕ ДБДЙН ЙН ДБМШЫЕ ТБЪЧЙФШУС. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ХЧМЕЮШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ, РЕТЕНЕУФЙН ЕЗП ОБ ДЩИБОЙЕ. рПОБВМАДБЕН ЪБ ВЙЕОЙЕН УЧПЕЗП УЕТДГБ, ОЕ ДБЧБС РТЙ ЬФПН НЩУМСН РТПЧПДЙФШ ЛПОФТПМШ Й ПГЕОЛХ ОБЫЙН ДЕКУФЧЙСН. мАВБС БФБЛБ НЩУМЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ПФВЙФБ. фЙЫЙОБ. й Ч ЬФПК ГЕООПК ФЙЫЙОЕ РТПЮХЧУФЧХКФЕ УЕВС УЧПВПДОЩН. оЙЮФП ЧБУ ОЕ УЛПЧЩЧБЕФ, ОЙ РТЙОХЦДБЕФ Й ОЕ ПВСЪЩЧБЕФ. чУЕ ЬФП ВХДЕФ РПФПН. б ЧПФ УЕКЮБУ - ФПМШЛП ЗБТНПОЙС Й УЧПВПДБ. чЩ НПЦЕФЕ ЧУРПНОЙФШ дЦПЛПОДХ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, РТПЮХЧУФЧХКФЕ ЛБЮЕУФЧП ЕЕ ЧЪЗМСДБ Й ХМЩВЛЙ - ЧЕДШ ПОБ ЙЪМХЮБЕФ ФП ЦЕ УБНПЕ. еЕ ЧОХФТЕООСС ЗБТНПОЙС УПЕДЙОЙМБУШ У ЗБТНПОЙЕК ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. й ЧЩ ФБЛ ЦЕ: УФБОПЧЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЮОЩ ЧОХФТЙ, ОП Й ЕДЙОЩ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН. чЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЮБУФША ЬФПЗП НЙТБ, Б ПО ЮБУФША ОБИПДЙФУС Ч ЧБУ. фБЛ РТПЙУИПДЙФ РТПОЙЛОПЧЕОЙЕ.

чПЪНПЦОП, ЧЩ ОЕ УТБЪХ ДПУФЙЗОЙФЕ ЬФПЗП ЮХЧУФЧБ. оП ДБЦЕ ЧП ЧТЕНС РЕТЧПЗП ЪБОСФЙС ЧЩ НПЦЕФЕ РПУФЙЮШ ЕЭЕ ЧПФ ЮФП: РПМОПЕ ТБУУМБВМЕОЙЕ Й ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ НЩУМЕК ДБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЙЪМЕЮЕОЙЕ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ВПЦЕУФЧЕООП, Й РПЬФПНХ ПОП МЕЮЙФ ВПМСЭЕЗП. пЮЕОШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФБЛЙН НЕФПДПН ПУЧПВПДЙФШУС ПФ РТПУФХДОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. пДОБЦДЩ С РПЕИБМБ ОБ ТБВПФХ Ч ПЮЕОШ РМПИПН УПУФПСОЙЙ. с РПОЙНБМБ, ЮФП Х НЕОС ОБЮЙОБМУС ЗТЙРР. рП ДПТПЗЕ С ЪБЕИБМБ Ч ДПН Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН, ХЧЙДЕЧ НЕОС Ч ТБУЛЙУЫЕН УПУФПСОЙЙ, ПОЙ РТЕДМПЦЙМЙ НОЕ РПМЕЦБФШ Ч ХДБМЕООПК ЛПНОБФЕ ИПФС ВЩ РСФШ НЙОХФ. с ХЫМБ Ч ЛПНОБФХ, Й ТЕЫЙМБ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ФПМШЛП ЮФП РТПЮЙФБООПК НОПА НЕФПДЙЛПК. с МЕЗМБ Й ТБУУМБВЙМБУШ, ХВТБМБ НЩУМЙ ЙЪ ЗПМПЧЩ. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП С ЛБЛ ВЩ РПМХПФЛМАЮЙМБУШ ОБ НЗОПЧЕОЙЕ. юЕТЕЪ РСФШ НЙОХФ С ЧЩЫМБ Ч ЪБМ БВУПМАФОП ЪДПТПЧПК, ЮЕН ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ОЕ НПЗМЙ РПЧЕТЙФШ УЧПЙН ЗМБЪБН - ОБ УФПМШЛП ЧЕМЙЛБ ВЩМБ ТБЪОЙГБ.

дПТПЗБ Ч ТБК.

чЩ ЪБЛПОЮЙМЙ ФТЕОЙОЗ, ПФЛТЩМЙ ЗМБЪБ, ЧУФБМЙ Й ОБЮБМЙ ЪБОЙНБФШУС ПВЩЮОЩНЙ ДЕМБНЙ. нЩУМЙ РПФЕЛМЙ Ч ЗПМПЧХ УЧПЕК ЮЕТЕДПК. оП ФЕРЕТШ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪОБФШ, ЮФП ЧЩ ОЕ ТБВ НЩУМЕК, ЧЩ УРПЛПКОП НПЦЕФЕ РТЕУЕЮШ ЙИ ЧОЕДТЕОЙЕ. фЕРЕТШ ЧЩ ЛПОФТПМЙТХЕФЕ УЙФХБГЙА. чЩ НПЦЕФЕ РПЪЧПМЙФШ ЙН ВЩФШ Ч ЧБЫЕК ЗПМПЧЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП ЪБДБЮ, ОП ЧЩ ФБЛ ЦЕ НПЦЕФЕ РТЙЛБЪБФШ УЧПЕНХ ХНХ ВЩФШ ЮЙУФЩН. фЕРЕТШ ЧЩ ИПЪСЙО УЧПЕЗП ФЕМБ. чЪСФШ ФЕМП РПД ЛПОФТПМШ - ЬФП ЪОБЮЙФ ЧЩКФЙ ОБ ДХИПЧОЩК ХТПЧЕОШ. б ЬФП Й ЕУФШ ДПТПЗБ, ЧЕДХЭБС Ч ТБК. фЕРЕТШ ЮЕМПЧЕЛ УРПУПВЕО ПУПЪОБООП ВЩФШ УЧПВПДОЩН. й ЛПЗДБ РТПЙЪПЫМП ЧОХФТЕООЕЕ ПУЧПВПЦДЕОЙЕ, ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ФПЦЕ ОБЮБМЙ НЕОСФШУС. чБУ РЕТЕУФБМЙ ПЛТХЦБФШ ОЕУЮБУФШС Й ТБЪТХЫЕОЙС. чОЕЫОЙК НЙТ ПФЛМЙЛОХМУС ОБ ЧБЫХ ЧОХФТЕООАА ЗБТНПОЙА Й РПЧЕТОХМУС Л ЧБН ФЕН ЦЕ, ЮЕН Й ЧЩ Л ОЕНХ. й Ч ЬФПН МЙГЕ НЩ ОБЮЙОБЕН ХМБЧМЙЧБФШ ЪОБЛПНЩЕ ЮЕТФЩ. пФ ОПЧПЗП ЮХЧУФЧБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛПЗДБ-ФП ДБЧОП-ДБЧОП ЬФП УПУФПСОЙЕ ХЦЕ ВЩМП У ОБНЙ. нЩ ВЩМЙ Ч ОЕН, Б ПОП РПНОЙФ ОБУ. фБЛ РТПЙЪПЫМП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ОБ ТПДЙОХ. оП НЩ УФБМЙ ПУПЪОБООЩНЙ.

рТПГЕУУ ПВТЕФЕОЙС ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ДПМПЗ, ОП ПО ДЕМБЕФ ОБУ ЧЩЫЕ, НХДТЕЕ Й ЮЙЭЕ. оЙ ПДОБ УЙУФЕНБ Ч НЙТЕ ОЕ ЪБУФБЧЙФ ЧБУ ВЩФШ ФБЛЙН. оБПВПТПФ, МАВПК УЙУФЕНЕ ОХЦОЩ ТБВЩ. й ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ, ПФВТПУЙЧ ЧУЕ ХУМПЧОПУФЙ НПЦЕФЕ УРБУФЙ УЕВС, ХЧЕТЕООПК РПУФХРША ЧЩИПДС ЙЪ ТБВУФЧБ.

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге «Бегство от свободы»). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надежно и жестко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте «самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным» («Избирательное сродство»). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по «чекушке», искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь «культурно выпивают».


Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.

Несчастная судьба многих людей - следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.


Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?


На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.


В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.


Внутренняя свобода – основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».


P.S.
Конкретные тактические вопросы обретения внутренней свободы будут рассматриваться на онлайн-семинаре . Успейте зарегистрироваться.

Экология жизни: Сколько человек может сам себе позволить, чтобы не выпасть при этом «из обоймы»? Поскольку все люди разные – постольку и мнения их отличаются друг от друга...

Каждый человек в общественной и семейной жизни имеет права и обязанности.

Но в реальности происходит некоторый перекос: обязанности мы вынуждены выполнять, вольно или невольно. Чувство долга, контроль со стороны «компетентных органов» и самоконтроль держат нас в строгих рамках.

А с правами не все так просто. С одной стороны, наше внутреннее субъективное желание – с другой стороны, опасение: можно ли? что другие скажут? а вдруг это не всем понравится?

И что же? Таким, опутанным сетями, прожить всю жизнь?

Сколько человек может сам себе позволить, чтобы не выпасть при этом «из обоймы»? Давайте подумаем вместе.

Каждый из нас имеет право на свое личное мнение.

Поскольку все люди разные – постольку и мнения их отличаются друг от друга, как и желания, как и вкусы, как и потребности. Мнение ребенка может быть ошибочным из-за недостатка жизненного опыта, желание его может быть несвоевременным, но не считаться с ними нельзя. Игнорируя мнение ребенка, родители упускают возможность создать в семье атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, сформировать чувство единой команды, где каждый участник самоценен, уважаем и значим. Стоит ли удивляться протестным настроениям подростка, его желанию действовать вопреки мнению взрослых, как родителей, так и учителей?

Каждый из нас имеет право по своему усмотрению решать, что и как делать, что чувствовать.

Если вас на работе незаслуженно обидели и вы возмутились, наговорив сгоряча много лишнего, а вечером срываете свою злость на близких – вы можете себя понять? оправдать? поддержать? Безусловно, имеете право.

Почему же в аналогичной ситуации вы не признаете такого же права за вашим ребенком? Почему ругаете его? приводите в пример „образцовых” детей?

Не правы вы, поскандалив; не прав он, затеяв драку – понесете ответственность за свою несдержанность, только и всего. Зачем же отравлять атмосферу в семье?

Каждый из нас имеет право на ошибку.

Ведь ошибочное действие – это такой же полезный опыт, как и правильное. Поэтому не следует драматизировать любой промах ребенка – он того не стоит. В противном случае вы можете в ответ получить вранье как защитную реакцию.

Все люди имеют слабости. Мы – не совершенны. Не стоит требовать обязательных извинений. Не надо вынуждать ребенка непременно почувствовать свою вину.

Каждый из нас имеет право не чувствовать вины за свои действия.

Если ощущение вины за какой-то неблаговидный поступок – ваше собственное решение, то речь идет о ваших взаимоотношениях с собственной совестью. Но если ваше чувство вины формирует общественное мнение, если ваше поведение не нравится коллегам, соседям – вы вправе решать, обращать на это внимание или нет.

В семье довольно часто кто-нибудь из домочадцев испытывает чувство вины: не то сказал, не так положил, пересолил, не купил хлеба... Но ведь можно жить и без чувства вины. Если у родителей и их ребенка одна душа на троих, они всегда друг друга поймут и не осудят. Втроем легче выстоять в любых жизненных испытаниях. А когда родителей в первую очередь беспокоит, «что люди скажут», - они оказываются с ребенком по разные стороны баррикады.

Каждый из нас имеет право менять свои убеждения, представления.

Наверное, у всех нас в жизни наступают моменты, когда привычный стиль поведения, привычный ход мыслей становятся причиной неприятных ситуаций. Обстоятельства изменяются – и нам надо бы что-то поменять. Ребенок наш является представителем нового времени, и воспитывать его так, как это делали с нами наши родители, не выходит. Не стоит бояться изменений в своем характере. Мы воспитываем своих детей, а дети воспитывают нас: они помогают нам раскрыть потенциал, заложенный Природой; дать возможность новым чувствам и мыслям проявиться в нашей душе.

Каждый из нас имеет право не позволять другим манипулировать собою.

Эти манипуляции начинаются с детства: съешь это, надень то, не дружи с тем – лучше с этим, запишись в такую секцию. И в итоге – поступай в этот вуз, выходи замуж за...

Все за нас решают родители, а потом супруги. Инфантильного человека такая модель существования вполне устраивает, а для повзрослевшего – как смирительная рубашка. Вот и воспользуйтесь правом строить жизнь по собственному выбору. Вы – не марионетка! Это же понятие формируйте в своих детях.

Все мы можем жить во взаимопонимании и согласии. Уважая свои права и права других людей на самоопределение и самовыражение, мы обретаем внутреннюю свободу. опубликовано

Поделиться