Каким должен быть вид ученика. Бантики, стрижки, косички! Требования к школьной прическе. Использование джинсовой ткани не допускается

Принято на заседании

Родительского комитета школы № 1302

Председатетель РК Масловский А.С.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной форме и внешнем виде обучающихся

Государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1302

города Москвы

I. Общие положения.

1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом школы, решением Совета школы.

1.2. Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286–03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

1.3. Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.

1.4. Настоящим Положением устанавливаются определения школьной формы и устанавливается порядок ее ношения для обучающихся 1 – 11-х классов. 1.5.Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются Родительским комитетом, Советом и администрацией школы.

О необходимости перехода школы на единую школьную форму свидетельствует следующее:

1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;

2. Форма дисциплинирует человека; формирует представления о стиле в одежде, воспитывает и эстетические, и моральные качества школьника;

3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде;

4. Нет проблемы «в чем пойти в школу»;

5. У детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание идти в школу;

6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива;

7. Дает возможность учащемуся ощутить свою причастность именно к этой школе;

8. Школьная форма экономит деньги родителей.

2. Общие принципы создания внешнего вида.

2.1. Аккуратность и опрятность:

· одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;

· обувь должна быть чистой;

· внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).

2.2. Сдержанность:

· одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;

· основной стандарт одежды для всех - деловой стиль.

2.3.1. Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие варианты одежды и обуви:

· спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);

· одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);

· пляжная одежда;

· одежда бельевого стиля;

· прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

· декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.);

· вечерние туалеты;

· платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);

· мини-юбки (длина юбки выше 10 см от колена);

· слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;

· одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;

· сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;

· спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);

· пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);

· обувь в стиле "кантри” (казаки);

· массивная обувь на высокой платформе;

· вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);

· туфли на чрезмерно высоком каблуке Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).

· в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

2.3.2. Волосы

· длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины - прибраны заколками;

· мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические);

Запрещаются экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.

2.4. Маникюр и макияж:

· декоративный маникюр;

· декоративный маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы);

· вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов;

3. Неяркий макияж и маникюр разрешен девушкам 10-11 класса

2.5. Запрещено использовать в качестве деталей одежды массивные броши, кулоны, кольца, серьги.

2.7. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
2.8. Запрещаются аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.

3. Примерные требования к школьной форме.

3.1. Стиль одежды – деловой, классический.

3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.

3.3. Парадная форма:

Девочки 1-11 классов

Белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, брюки, колготки белого или телесного цвета, туфли.

Мальчики 1-11 классов

Белая мужская (мальчиковая) сорочка, пиджак, брюки, туфли. Галстуки, бабочки и т.п. по желанию.

3.4. Повседневная форма:

Мальчики, юноши

- костюм «двойка» или «тройка» темно-синего, темно-серого, черного, серого, коричневого цвета; мужская сорочка (рубашка), туфли;

Пиджак, брюки, синего, черного, серого, темно – зеленого цвета, мужская сорочка (рубашка), туфли.

Однотонная белая рубашка или рубашка неярких тонов,

Девочки, девушки

Костюм темно-синего, темно-серого, черного, серого, зеленого, коричневого цвета, включающий пиджак или жилет, платье с пиджаком или жакетом);

брюки или юбку, сарафан; однотонная белая блуза или блуза (кофта, свитер, джемпер, водолазка неярких тонов).Юбка и сарафан могут быть клетчатые;

Жакет без вызывающих отделок, аксессуаров и деталей (приталенный силуэт, отложной воротник), брюки, юбка или сарафан длиной не выше колен на 10 см.;

Блуза рубашечного покроя, водолазка (воротник – стойка) - (цвет разный, однотонный);

Колготки однотонные - телесного, черного цветов; туфли с закрытой пяткой и носком.

Однотонный без надписей пуловер, свитер, жилет;

Пуловер, свитер, жилет с геометрическим рисунком (ромб, полоска);

3.5. Спортивная форма:

Спортивная форма включает футболку, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.).

Спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

3.6. Одежда всегда должна быть чистой и выглаженной.

3.7.Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

3.8. Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле.

2. Права и обязанности обучающихся.

4.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами и обязаны в течение учебного года постоянно носить школьную форму.
4.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно.

4.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится учащимися с собой.

4.4. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

4.5. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.

4.6. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

4.7. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров неярких цветов.

4.9. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного положения.

2. Обязанности родителей.

5.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
5.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
5.3. Выполнять все пункты данного Положения.

2. Меры административного воздействия.

6.1.Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению учащимися и другими работниками школы.

6.2.Несоблюдение обучающимися данного Положения является нарушением Устава школы и Правил поведения для учащихся в школе.

6.3. О случае явки учащихся без школьной формы и нарушений данного положения родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.

6.4. За нарушение данного Положения Устава школы учащиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию.


Общие положения:

  • Общие положения:
  • Общие положения:
  • Общие положения:

1. Настоящим положением устанавливается определение единого стиля школьной одежды как одного из способов создания деловой атмосферы, необходимой для занятий в ОУ.

2. Введение школьной формы (делового вида одежды) осуществляется в соответствии с п. 18 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации) ; Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Уставом школы, Положением о внешнем виде обучающихся от

3. Школьная форма, так же как и любой другой

вид детской одежды, должна соответствовать

гигиеническим нормам, которые изложены

в санитарно-эпидемиологических

правилах (СанПиН).


  • Школьная форма, как любая другая, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения единства, коллективизма, совместного дела и наличия общих целей.
  • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность противопоставления учеников (и их родителей) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка.
  • Единый стандарт формы позволяет гарантировать , что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
  • Наконец, форма - это просто красиво, а ещё практично , намного дешевле , чем ежедневные школьные наряды.


Костюм, включающий пиджак, жилет, юбку с поясом по линии талии

неярких однотонных цветов. Блузка, водолазка однотонные,

без рисунков. Аккуратная прическа. Сменная обувь на невысоком каблуке. Отсутствие броских украшений, пирсинга.















  • За несоблюдение требований Положения о внешнем виде администрация вправе налагать меры административного взыскания на родителей ученика.

Внешний вид должен быть безупречен во всем. Школа - не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей.


  • свитера, толстовки, майки, футболки, особенно с негативными рисунками и надписями,
  • короткие топы,
  • блузы с глубокими вырезами,
  • брюки и юбки на бёдрах,
  • шорты,
  • прозрачную и яркую одежду,
  • спортивную одежду и обувь, тапки, шлёпанцы;
  • джинсы.

История школьной формы насчитывает не одно десятилетие. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году, в этом же году в Российской империи был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Периодически школьную форму то отменяли, то вводили вновь, как обязательный атрибут учащегося. Облик школьной формы также менялся с течением времени.

Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м - в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.

И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”, фактически заменив форму на одежду в духе “кто во что горазд”.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то по-заимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

В современной России нет единой школьной формы, как и нет закона, обязывающего всех учащихся носить единую школьную форму, как было в СССР. Но многие школы, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Как показала практика, этот вопрос решается каждым образовательным учреждением индивидуально и самостоятельно, письмо Минобразования РФ от 16.05.2001года «О школьной форме» также поддерживает позицию самостоятельности школы в разрешении этого вопроса.

В нашей школе введена ученическая форма, которая носит название «деловой стиль одежды». Это решение не только педагогического коллектива школы, но и родителей. Положение о «деловом стиле одежды» принято Советом школы, в Уставе школы записано, что обучающиеся обязаны на учебных занятиях (кроме занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать только в одежде делового (классического) стиля. Содержание понятия «деловой стиль одежды» раскрывается в письме Министерства образования от 23 мая 2006 года «О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования». Что же такое деловой стиль? Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях.

Почему было принято решение о введении делового стиля одежды.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других.

“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации.

Во вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это - средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

В третьих, по мнению врачей:

Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.

Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.

Таким образом,

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, дисциплинирует.
Формирует у школьников представление о культуре одежды как части общей культуры человека.
Воспитывает эстетический и художественный вкус.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Развивает умение ранжировать одежду по ее применению (деловой стиль, клубный и т.д.).
Исключает состязательность в одежде между детьми и их родителями.

Повседневный деловой стиль одежды для учебных занятий предполагает:
- для девушек одежду классического стиля или современного строгого покроя: костюм, жилет, юбка, пиджак, брюки, блузка, водолазка, платье, возможны различные комбинации из вышеперечисленных предметов;
- для юношей одежду классического стиля или современного строгого покроя: классический костюм, пиджак, жилет, джемпер, брюки, рубашка, галстук в различном сочетании;
- цветовая гамма делового стиля одежды: однотонные, спокойные тона, без надписей и рисунков, предпочтительными считаются сочетания – светлый верх, тёмный низ; деловой стиль исключает свитера, толстовки, майки, футболки, особенно с негативными рисунками и надписями, короткие топы, блузы с глубокими вырезами, брюки и юбки на бёдрах, шорты, прозрачную и яркую одежду, спортивную одежду и обувь, тапки, шлёпанцы;

Аксессуары: для учащихся допускается ношение скромной бижутерии, минимальное использование косметики пастельных тонов, маникюр предполагает аккуратные, чистые ногти с применением бесцветных лаков, дорогостоящие аксессуары в школу носить не рекомендуется.

Во время торжественных мероприятий, во время экзаменов одежда должна иметь парадный вид: белый верх, темный низ. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитера (по необходимости).

Но независимо от выбора индивидуального характера деловой одежды, общим требованием к ней остаётся чистота и опрятность.

Материал подготовила:
Директор МБОУ СОШ №1 Бисерова Г.М.

Школьной формы в нашей стране не существует уже более 17 лет. Ее отмена должна была стать одним из признаков того, что в России победила демократия. Но скоро, однако, мы поняли, что демократия заключается вовсе не в том, чтобы забросить на антресоли коричневые платьица и синие костюмчики и ходить в школу кому в чем хочется. Да, дети получили возможность выглядеть на уроках сообразно своему вкусу и возможностям. Правда, не у всех вкус оказался отточенным, а возможностей - тьма. И спустя 17 лет проблема школьной формы внезапно стала столь актуальной, как и тогда, когда ее отменили. Приведем только один факт: по данным социологов, более 70 процентов родителей, замученных подготовкой к 1 сентября, за то, чтобы снова в обязательном порядке ввести школьную форму. Среди детей единогласия по этому вопросу нет. Кто-то «за», а кто-то «против».

Одежда является своеобразным способом самоутверждения. Порой дорогие атрибуты становятся способом компенсации при отсутствии реальных достижений в образовании, спорте и человеческих отношениях, имеющих огромное значение в будущем.
Внимание - это важный аспект психологии, необходимый для успешного обучения. Внешние факторы, а к таким можно отнести внешний вид учащегося, порой переключают внимание и не дают возможность сконцентрироваться на занятиях, что уменьшает эффективность образовательного процесса.
В Положении о школьной форме МАОУ МО г. Нягань "СОШ № 6" им. А.И. Гордиенко школьная одежда подразделяется на следующие виды:

· повседневная школьная одежда;

· парадная школьная одежда;

· спортивная школьная одежда, предназначенная для занятий спортом.

Повседневная школьная одежда обучающихся включает :

Для девочек и девушек:
юбка, жакет, жилет, сарафан, брюки однотонные темно серого цвета с элементами ткани в клетку;
блузки, водолазки светлые, однотонные, непрозрачные (длиной ниже талии).

Для мальчиков и юношей:

· брюки классического покроя;

· пиджак или жилет темно серого цвета с элементами ткани в клетку;

сорочки однотонные неярких тонов или водолазки;

аксессуары (галстук, поясной ремень).

В холодное время года допускается ношение обучающимися джемперов, свитеров и пуловеров
сочетающихся цветов.

Обучающимся школы запрещены:
трикотажные джемпера и пуловеры с аппликациями, ярким рисунком, крупными надписями;
короткие шорты, бриджи, капри;
джинсовая одежда;
обтягивающая одежда;
короткие платья, юбки, сарафаны;
обувь на высоком каблуке;
футболки, майки, топы, укороченные блузки с глубоким декольте, а также любая одежда, не прикрывающая живот и спину;
кофты и свитера с капюшонами;
спортивные костюмы (за исключением уроков физкультуры).

На уроках физкультуры наличие спортивной формы обязательно.
Наличие сменной обуви обязательно.
Категорически запрещаются яркий макияж и крупные украшения, а также атрибуты молодежных субкультур.

Положение о школьной форме

Замечания о несоответствии требованиям к внешнему виду могут быть сделаны администрацией школы, классным руководителем, дежурным учителем.

Уважаемые родители, при покупке одежды вашему ребенку к учебному году,
помните о требованиях к внешнему виду учащихся МАОУ МО г. Нягань "СОШ № 6" им. А.И. Гордиенко

Федеральный закон даёт школам право (но не обязанность) устанавливать требования к внешнему виду учащихся  -  такое пояснение дали в департаменте образования Перми. При этом собственно содержание документа почти никак не регламентировано. Нет чётких рамок на уровне законов, как федеральных, так и региональных. Администрацией города типовые требования к внешнему виду учащихся также не разрабатывались и в школы не направлялись.

Существует лишь приказ министерства образования и науки Пермского края от 16 сентября 2014 года. Здесь в пункте 7 говорится, что «внешний вид и одежда обучающихся образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». В остальном свои правила школы разрабатывают самостоятельно.

Не сдержали эмоций

Кстати, правом устанавливать требования к внешнему виду учащихся пользуются не все школы. Из более двух десятков просмотренных школьных сайтов примерно треть не имеют такого документа. Остальные школы по-разному подошли к составлению положений о внешнем виде учащихся. Некоторые обозначают только общие рамки внешнего вида, и для этого достаточно полутора страниц. Другие регулируют его очень детально, страниц на пять-шесть.

Несмотря на отсутствие типового положения, документы разных школ во многом схожи и порой полностью совпадают целыми пунктами и даже разделами. Например, злополучный пункт о допустимом цвете волос словно под копирку переписан в половине просмотренных положений:

«Внешний вид учащихся исключает вызывающие детали: экстравагантные стрижки и причёски, волосы, окрашенные в яркие неестественные оттенки, яркий маникюр и макияж, пирсинг».

Но в школе 112 («Город дорог») пошли ещё дальше. Там исходят из принципа «всё, что не разрешено  -  запрещено»: «длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины  -  прибраны заколками; мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические)». Как говорится, шаг влево, шаг вправо...

Вообще, если вчитаться в действующие положения о внешнем виде учащихся, складывается впечатление чрезмерности запретов. В нескольких школах запрещаются детали внешнего вида, связанные с религией. Длина юбок и высота каблуков регламентированы с точностью до сантиметра. Определено количество серёжек, которые девочки и девушки могут носить (не более одной пары). Мальчикам и юношам носить сережки запрещено, как и длинные волосы. В некоторых школах даже рубашки у них могут быть только однотонными, а у девочек  -  белыми или пастельных тонов.

Безусловно, педагоги исходили из самых благих намерений. В школе 111 не смогли сдержать эмоций и прямо в положении, официальном документе написали так (полная копия с оригинала):

«Внешний вид должен быть безупречен во всем. МАОУ СОШ № 111  -  не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей. ЗАПОМНИТЕ, ЧТО НЕОПРЯТНАЯ ОДЕЖДА, НЕАККУРАТНАЯ ПРИЧЕСКА, НЕБРИТОЕ ЛИЦО, НЕБРЕЖНЫЙ ИЛИ ВЫЗЫВАЮЩИЙ МАКИЯЖ И МАНИКЮР, НЕПРИЯТНЫЕ РЕЗКИЕ ЗАПАХИ И Т. П. СОЗДАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ЛИЧНО О ВАС, И О НАШЕЙ ШКОЛЕ».

В своих положениях школы возлагают обязанности, связанные с соблюдением внешнего вида, не только на учащихся, но и на их родителей. Те обязаны обеспечить, обязаны купить, «обязаны не допускать ситуаций, когда обучающийся объясняет причину отсутствия формы тем, что она постирана и не высохла». В определенном смысле ещё дальше пошли некоторые школы, записавшие в отдельный пункт такую обязанность родителей: «ежедневно контролировать внешний вид обучающегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями положения».

Отдельный вопрос  -  санкции за невыполнение требований к внешнему виду. В департаменте образования Перми отмечают, что школа не наделена полномочиями привлечения школьников к административной ответственности. Но в соответствии со статьей 43 федерального закона «Об образовании» в отношении учащихся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания  -  замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На практике школы устанавливают и другие меры ответственности. Например, в положении СОШ 112 записано, что «за нарушение данного Положения Устава Школы обучающиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию» . Та же школа берет на себя ответственность заявить, что «без школьной формы обучающиеся на занятия не допускаются» .

Слово прокуратуры

После инцидента в гимназии № 4 этому разнообразию в определённом смысле пришёл конец. По заявлению родителей одной из отстраненных от учёбы девочек прокуратурой была проведена проверка. Надзорный орган пришёл к выводу, что отстранение от занятий противоречит закону «Об образовании». По данному факту в отношении гимназии и её директора об административном правонарушении. Это должно привести к исключению из школьных положений нормы о недопуске к занятиям учащихся, не соблюдающих правила внешнего вида. Эти административные дела являются прецедентом, ранее подобной практики не существовало.

Также прокуратура сочла незаконными установленные в гимназии № 4 требования к причёске и аксессуарам обучающихся: девочкам запрещено иметь короткие волосы, мальчикам  -  длинные, запрещено окрашивание волос, ношение распущенных волос, пирсинга, для мальчиков  -  ношение серёжек.

«Включение в данный локальный акт указанных требований противоречит ст. 38 Федерального закона „Об образовании“, Приказу Министерства образования и науки Пермского края от 16.09.2014 „Об установлении типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования“»,  -  говорится в ответе прокуратуры на запрос «Звезды». Отдельно надзорный орган подчёркивает, что эти положения ущемляют права ребёнка на свободу мысли и самовыражения, являются вмешательством в частную жизнь детей .

На указанные положения «Требований к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ „Гимназия № 4 им. братьев Каменских“ г. Перми» прокуратурой Дзержинского района принесён протест.

Что касается остальных школ, установивших подобные ограничения, прокуратура пояснила, что проверки локальных актов образовательных организаций, в том числе предъявляющих требования к внешнему виду, осуществляются городскими и районными прокурорами в текущем режиме. При выявлении противоречащих требованиям федерального законодательства локальных актов, они опротестовываются прокурорами.

Кого мы вырастим?

Эксперты согласны с тем, что, оценивая качество документов, устанавливающих требования к внешнему виду учащихся, имеет смысл различать две плоскости: соответствуют ли они законодательству и не нарушают ли права человека.

Андрей Суслов, основатель Центра гражданского образования и прав человека, заведующий кафедрой новой и новейшей истории России ПГГПУ:

«Например, положение о запрете деталей внешнего вида, связанных с религией, закону не противоречит. Более того, это можно соотнести с нормой закона о светском характере образования в РФ. Однако, в контексте прав человека не всё так однозначно. Установка на светский характер образования в большей степени нацелена на запрет навязывания каких-либо религиозных практик, например, школьной молитвы, со стороны школьных администраций и иных официальных структур. Ношение каких-либо элементов, обязательных с точки зрения определенной религии, защищено нормой свободы совести, гарантированной Конституцией РФ. На мой взгляд, необходимо в каждом отдельном случае разбираться, является ли такой элемент необходимым с точки зрения веры или это будет демонстрацией. Например, в моем понимании, ношение небольшого нательного креста для православных, тем более, скрытого под одеждой, можно рассматривать как необходимый предмет для верующего. Ношение же большого, бросающегося в глаза креста поверх одежды будет уже демонстративным поведением. Поскольку это дело тонкое, на мой взгляд, администрации школы следует внимательно рассматривать каждый случай и договариваться с учащимися и их родителями, ни в коем случае не доходя до абсолютных запретов и ультиматумов. Ни к чему хорошему такие запреты не приводят, как это показывает пример Франции с запретом хиджабов. По моим оценкам, ничего плохого не будет, если несколько учениц будут ходить в хиджабах (массовой эта практика у нас не станет по естественным причинам). Будет хуже, если запрет будет подпитывать изоляцию религиозной семьи, вместо интеграции».

Ранее Павел Миков, уполномоченный по правам человека в Пермском крае, как дискриминирующие и противоречащие законодательству.

Есть и ещё одна точка зрения на проблему: каких людей вырастит школа, устанавливая запреты на их внешний вид? По мнению психолога Светланы Костроминой, когда школа или государство навязывает какие-то стандарты одежды или экспрессии самовыражения, это очень сильно вредит индивидуальности и сказывается потом на людях.

Светлана Костромина:

«Система образования подразумевает, что благодаря „единой форме“ наши дети будут больше фокусироваться на учёбе. Но так ли это? Наше самовыражение  -  это то, как мы взаимодействуем с социумом, это то, что мы хотим сказать социуму. И когда более молодое поколение пытается отличаться и одеваться по-другому, говорить по-другому, выглядеть по-другому, это очень хорошо. Это было всегда на самом деле, это культура, это то, как молодое поколение пытается показать свою непохожесть, новизну. Это нормально, несмотря на все запреты. К сожалению, очень мало кто понимает, что запреты не работают, что всегда находятся какие-то иные пути, как это всё обойти».

Предположение о связи внешнего вида и качества обучения выглядит тем более спорным, что ряд пермских школ, в том числе и статусные, не установили подобных требований. Что не мешает им оставаться в топе рейтинга по результатам ОГЭ и ЕГЭ.

Неопределённость формулировок

Андрей Суслов обращает внимание и на то, что большое значение имеет формулирование санкций за нарушение установленных правил. «Без этого правило превращается в декларацию, а наказание становится произволом. Если же санкция сформулирована, она не должна противоречить законам и Конституции РФ, а также международным актам по правам человека. Например, нельзя нарушать право на образование учащихся отстраняя их от занятий. Можно предусмотреть так называемые дисциплинарные меры. Но что это будет? Выговор? Насколько он будет действенным?»  -  говорит он.

Андрей Суслов:

«Включение в локальный нормативный акт такой санкции как „общественное порицание“ закон не нарушает, но я бы не рекомендовал это делать, поскольку с правовой точки зрения такая формулировка не несёт какой-либо определённости, а произвольное её применение может повлечь за собой нарушение закона и прав человека. Например, если „общественное порицание“ будет интерпретировано как организованная педагогом или школьной администрацией публичное унижение или травля какого-либо учащегося, это можно однозначно трактовать как унижение человеческого достоинства, защищённого Конституцией РФ и международными актами по правам человека, а также как психическое насилие, наказуемое по российским законам».

Кроме того, многие формулировки и самих правил достаточно неопределённы, что создаёт почву для субъективных решений. Например, во многих школах запрещён яркий цвет волос и маникюра. Кто будет решать, какой цвет лака для ногтей уже яркий, а какой ещё нет? Экстравагантна ли причёска школьницы или с ней можно посещать занятия?

По мнению правозащитника, сформулировать достаточно действенную санкцию, чтобы она действовала сама по себе, невозможно. Правило должно обсуждаться и конвенционально приниматься всеми участниками образовательных отношений: педагогами, учащимися и их родителями. И эти процедуры, по-видимому, должны повторяться достаточно регулярно, раз в 1-2 года. Кроме того, вместо бездумного запретительства педагогом следует создавать мотивацию для ответственного отношения к правилам.

Правовая оценка, данная прокуратурой, делает ненужным обсуждение большинства из этих вопросов. По ее мнению, устанавливаемые школами ограничения незаконны, и конкретный тон волос или лака на ногтях уже не имеет значения. Впрочем, по нашей информации горадминистрация не склонна согласиться с позицией надзорного органа и планирует отклонить протест. Мы сделали запрос, чтобы уточнить позицию властей.

  • Ранее прокуратура в отношении директора пермской гимназии, которая отстранила ученицу от занятий из-за розовых волос. , где выкладывали свои фото и делились воспоминаниями о подобных инцидентах в школьные годы. Краевой омбудсмен Павел Миков выступил с резкой критикой руководства гимназии № 4, сказав, что .

Также мы писали о том, что ответили в городском департаменте образования на наш запрос,

Поделиться