Светлана капанина на чем летает. Оставьте свой комментарий. – Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу

Светлана Владимировна Капанина - не просто спортивный летчик-профессионал. Она - настоящая покорительница небес. На своем железном корабле очаровательная молодая женщина совершает виртуозные пике и кульбиты, известные всему миру как искусный высший пилотаж Светланы Капаниной.

Итак, встречайте - обаятельная и неподражаемая, сильная и бесстрашная семикратная чемпионка мира!

Детство

Родилась Светлана Капанина в преддверии нового 1969 года, в небольшом курортном городке Республики Казахстан.

Родители девочки были простыми людьми. Отец работал таксистом, мать - бухгалтером. Наблюдая за их примером, Светлана выросла трудолюбивой и целеустремленной, сильной и независимой.

Благодаря отцу девочка впервые познакомилась с радостным ощущением скорости. Владимир Васильевич увлекался фигурным вождением на льду. Свою любовь к спорту и драйву он передал и младшей дочке - невысокой хрупкой блондинке.

С раннего детства Светлана Капанина увлекалась физкультурным времяпровождением. Обожала гонять на мотоциклах и участвовать в забегах, несколько лет занималась гимнастикой, причем благодаря своей гибкости и пластичности достигла немалых высот.

В школе юная Света была самой настоящей активисткой. Постоянно увлекающаяся чем-то новым, стремящаяся мастерски овладеть любыми навыками, правдолюбка и отличница - она служила примером и вдохновляла других своим задором.

Юность

После школы перед молодой девушкой стал вопрос - чему посвятить свою жизнь? Профессионально заниматься спортом? Или же освоить более спокойную профессию? Казалось бы, ей обеспечена любая спортивная карьера.

Но Светлана Капанина, пилотаж которой будет завораживать и пленять сердца миллионов зрителей уже через несколько лет, выбирает совсем другое профессиональное направление. Она поступает в медицинское училище на факультет фармацевтики и по распределению попадает в небольшой городок Курган, где работает по специальности в аптеке железнодорожной больницы.

Рутина повседневных обязанностей, всевозможные порошки и таблетки не заглушили в девушке заветную мечту - покорить бездонное небо.

Знакомство с полетами

Рядом с рабочим общежитием, где обитала Светлана, расположился настоящий авиаклуб. Недолго думая, девушка пошла туда на разведку. Ей хотелось прыгнуть с парашютом. Восторг от скорости полета манил и притягивал, как магнит.

Но инструктор клуба - обаятельный и спортивный пилот Леонид Солодовников, уговорил ее попробовать себя в качестве летчика. Он провел с юной Светланой пробный полет, вскружив ей голову своими небывалыми виражами и пикетами. Сидя рядом с опытным сильным мужчиной, Капанина визжала от страха и восторга.

Они не могли не понравиться друг другу - влюбленный в небо профессионал-Солодовников и восторженная, спортивная, ищущая себя Капанина. Он подарил ей первую радость полета, познакомил с таинствами жизни пилота, научил чувствовать машину и сливаться с нею, а она… Она улыбалась ему, восторгалась им, свято верила в него и внимательно, неукоснительно слушалась. Они стали яркой, красивой парой.

Не задумываясь, Светлана отдается новой профессии и оставляет фармакологию. Уже в 1988 году она работает в авиаклубе, сначала техником-электриком, затем - летчиком-инструктором.

В возрасте двадцати шести лет девушка получает новое образование в летно-техническом училище. Это происходит через год после трагедии.

Трагедия

1994 год останется в памяти Капаниной навсегда - год, когда погиб ее любимый. Леонид - такой веселой, такой опытный, такой самоуверенный, - погиб в небе, не справившись с управлением.

Светлана была безутешна. Казалось, она оплакивает не только супруга, но и все, что связывало ее с ним. Казалось, у этой хрупкой, несчастной девушки никогда уже не будет сил сесть в кабину и взлететь. Взлететь туда, откуда упал любимый …

Но Светлана Капанина нашла в себе силы и решимость, она превозмогла страх и боль утраты, и вновь примостилась у штурвала самолета. Притом сделала это так виртуозно и блестяще, так восхитительно и впечатляюще, что на нее все сразу обратили внимание и запомнили.

Победы

Полеты Светланы Капаниной поражают сложностью пилотажных фигур и невиданной грацией скольжения. Но сколько силы воли, сколько смелости и терпения стоит за ее победами!

Светлана Капанина - летчица, влюбленная в свою профессию, влюбленная в небо, влюбленная в самолет. Поэтому она может перенести все - боль от порванных связок и лопнувших сосудов, страх перед неизвестностью и поломками, нервное перенапряжение и нехватку денежных средств. Ведь она - первая, ведь она - лучшая.

В 1995 году Капанина доказала всем, что она не просто образцовый пилот женского пола, а первоклассный летчик высшего пилотажа.

Это произошло в ЮАР, где молодая девушка, только недавно пережившая страшную трагедию, стала единственной женщиной на чемпионате мира и завоевала серебро. Выложившись на все 100%, Светлана обошла многих опытных дерзких мужчин и заняла второе место на состязаниях. Эту победу она посвятила любимому супругу.

Любовь к родине

Светлана Капанина, фото которой имеются в нашей статье, своими неимоверными талантами, виртуозными полетами и невиданными выдержкой и хладнокровием завоевала всемирную популярность и повсеместное признание.

Множество раз она получала приглашения от заграничных авиаклубов и команд. Но для российской спортсменки главное - приносить победу родине, земле, где она родилась и выросла. Своими победами, своим мастерством девушка желает прославлять только отчизну.

И пускай здесь, в России, она живет от зарплаты до зарплаты, тренируется за свои деньги и судорожно ищет средства на содержание спортивного самолета. Ее мечта - создать государственный центр авиации, чтобы молодежь - такие же восторженные мальчики и девочки, какой она была когда-то, имели возможность научиться летать и ощутить свободу и счастье на высоте облаков.

Личная жизнь

Светлана Капанина замужем за прекрасным человеком, который понимает ее и поддерживает. Это - Владимир Степанов, спортсмен-каратист и заслуженный тренер России.

Они познакомились на аэродроме, куда мужчина пришел специально, чтобы посмотреть на красивую и отважную летчицу. Он посмотрел и влюбился. А через некоторое время они поженились. Вскоре родились дети.

Дети

У Светланы имеется двое взрослых ребятишек - четырнадцатилетний сын Пересвет и двенадцатилетняя дочь Есения. Примечательно, что ни беременность, ни роды не мешали Капаниной заниматься спортом и завоевывать победы.

Светлана признается, что сразу же после рождения детей бежала в спортзал, где не узнавала свое прежде гибкое подвижное тело. Она с ужасом удивлялась, что не может не только выполнить гимнастические упражнения, но даже не в состоянии элементарно подпрыгнуть или перекувыркнуться! И это всего после двух-трех недель вынужденного декрета! Тогда отчаянная спортсменка начинала быстро приводить себя в форму и усиленно тренироваться. И результат не заставил себя ждать.

Например, уже через полгода после родов сына Светлана Капанина поразила весь мир своими новыми, блестящими победами!

И, надо надеяться, впереди ее ждут еще большие вершины и триумфы. Она вполне этого заслуживает!

Светлана Капанина, фото которой вы видите в статье, - выдающаяся российская летчица, известная на весь мир. Она - обладательница огромного количества спортивных и государственных наград.

Ранние годы

Владимировна, биография которой представлена вашему вниманию в статье, появилась на свет зимой 1968 года в городе Щучинске С раннего детства она была необычайно активным ребенком. Девушка росла в обычной семье и не предполагала, что когда-то ее будут знать во всем мире. Во время учебы в школе она постоянно принимала участие в различных спортивных соревнованиях. Капанина любила находиться на ведущих ролях и порой выступала лучше, чем мальчики. Любовь к спорту привела девушку в секцию гимнастики, где она занималась более шести лет и показывала хорошие результаты. Тренеры были уверены, что из нее может вырасти хорошая гимнастка, но спортсменка решила, что не будет связывать жизнь именно с этим занятием. Что касается ее увлечений, то она очень любила технику и всегда обсуждала с мальчишками мопеды и мотоциклы. Стоит отметить, что Капанина любила покататься на мотоцикле. Уже тогда девушка начинала понимать, что ей нравятся скорость и адреналин в крови.

После восьмого класса она поступает в медицинское училище, и про спорт и технику приходится забыть. В 1987 учеба подходит к концу, и юная Света отправляется работать в одну из аптек Кургана.

Светлана Капанина: биография, юношеские годы

Фармацевтом девушка пробыла немного больше года и уже в 1988-м перешла на новую работу. Она занимала должность техника-электрика в спортивном авиаклубе города Кургана. Наблюдая каждый день за тем, как поднимаются в небо самолеты, Капанина начинает мечтать о полетах. В этом же году она начинает посещать занятия по авиаспорту. Некоторое время она просто познавала теорию, но девушка настолько рьяно изучала новый вид спорта, что уже через несколько месяцев совершила свой первый вылет. Первый год она занималась с Голубцовым, а уже в 1989-м начала заниматься с Леонидом Солодовниковым. В то время она решает, что свяжет свою жизнь с полетами, и начинает делать все, чтобы осуществить свою мечту.

Профессиональные занятия авиаспортом

В возрасте двадцати трех лет Капанина становится инструктором в одном из Иркутских спортивных авиаклубов. В этом же возрасте она попадает в сборную Российской Федерации по высшему пилотажу и тут же становится чемпионкой Советского Союза. Параллельно с выступлениями в сборной страны она работает летчиком-инструктором. В 1992 году она переходит работать в Курганский спортивный авиационный клуб, где продолжает тренировать начинающих летчиков. В следующем году Светлана отправляется на свои первые авиационные соревнования, которые проходят за границей России. Это был чемпионат Европы. Спортсменка была уверена в своих силах, но ее никто не знал, и потому в успешный результат мало кто верил. Несмотря ни на что, летчица сумела показать свой высокий уровень и завоевала "бронзу". Она заставила критиков умолкнуть. Именно в 1993 году зажглась звезда Капаниной. С тех пор она регулярно выступает на всевозможных турнирах самого разного уровня. Стоит отметить, что после успешного континентального первенства Светлана Владимировна получила звание мастера спорта международного класса.

Участие в турнирах и соревнованиях

В 1996-м она отправляется на женский чемпионат мира по авиационному спорту. В то время ее уже знал практически весь мир, и ни у кого не было сомнений в том, кто одержит победу. Так и случилось, в 1996 году двадцативосьмилетняя спортсменка стала абсолютной чемпионкой мира. В следующем сезоне ей достанется "золото" Всемирных воздушных женских игр. Стоит отметить, что в этом турнире Капанина одержит победу еще один раз, и случится это в 2001 году. Является Капанина двукратной чемпионкой России среди женщин. Три раза она становилась триумфатором континентального первенства. Она восемь раз побеждала на Всемирных воздушных играх, где между собой соревновались и мужчины, и женщины. Помимо победы на чемпионате мира в 1996, Светлана одерживала триумф на этом турнире еще пять раз.

Если сложить все которые девушка сумела завоевать, то получится шестьдесят семь. Стоит отметить, что здесь не учтены турниры, проходившие внутри страны.

Персональные награды

Учитывая, что летчица Светлана Капанина имеет такое количество завоеванных титулов, нетрудно догадаться, что в ее коллекции довольно много персональных наград. Перечислять их можно бесконечно долго, ибо Светлана Владимировна является живой легендой России. Потому стоит выделить несколько основных, которыми она больше всего гордится. Итак, к наиболее значимым наградам стоит отнести и Мужества, звание лучшего пилота за последние сто лет (по версии FAI), медаль единственной в мире пятикратной абсолютной чемпионки мира.

По словам спортсменки, самым важным для нее стало звание почетной гражданки Курганской области, которое она получила только в 2015 году. Учитывая, что Капанина начала заниматься авиаспортом в этом городе, немного странно, что награда пришла к ней так поздно. Летчица относится к этому с позитивом и уверяет, что это звание очень ей дорого, потому как было особенно долгожданным.

Патриотизм Светланы Владимировны

Светлана Капанина является истинной патриоткой своего государства. Она неоднократно заявляла, что если начнется война, без раздумий сядет за штурвал самолета и отправится бить врага. Летчица уверена, что все должны любить свою Родину так, как это делает она, и тогда будет возможность сделать Россию намного лучше. Неоднократно отмечала Капанина и то, что русские являются уникальной нацией, ведь они способны долго терпеть, а потом в один миг встанут и накажут своего обидчика.

Женщину часто можно заметить на различных встречах, где происходит общение на патриотическую тематику. Она с радостью показывает своим примером, как нужно любить родину. Светлана Владимировна с горечью отмечает, что сегодня молодежь не такая патриотическая, как это было еще двадцать лет назад. Исправлять это можно не только патриотическими лозунгами, а реальными действиями. Капанина неоднократно заявляла, что для того, чтобы молодое поколение любило свою страну, страна должна делать для них как можно больше. Что касается своих детей, то женщина старается воспитывать их так, чтобы они росли настоящими патриотами.

Жизнь вне спорта

Когда у Светланы появляется свободное время, она предпочитает проводить его с родными людьми. Женщина не является большой фанаткой ходьбы по ресторанам в компании друзей. Замужем ли Капанина Светлана Владимировна? Семья, как она сама неоднократно отмечала - это Ее мужа зовут Владимир, он является довольно известным в России каратистом. У супругов есть дети. Сына зовут Пересветом, а дочку - Есенией. Имена у детей исконно русские, и это выбор обоих родителей.

У Светланы есть брат и сестра - Олег и Лариса. Мать летчицы долгое время была бухгалтером на одной из промышленных баз, а потом некоторое время занимала должность оператора на заправке. Что касается отца, то он был водителем такси. Стоит отметить, что он был серебреным призером Казахстана по фигурному вождению на льду. Последняя его должность - егерь.

Несколько принципов из жизни летчицы

Светлана Владимировна отмечает, что никогда не пытается доказать, что она лучше кого-то. Она просто старается всегда хорошо выполнять свою работу.

Несмотря на то что она является всемирно известной личностью, в семье ведет себя так, будто никакой известности и нет. Это помогает сохранить баланс в отношениях между членами семьи.

Женщина-пилот Светлана Капанина не считает себя "железной леди", ибо у нее есть банальные страхи, как и у всех нормальных людей. Женщина отмечает, что после того, как у нее появились дети, она стала во всем быть более осторожной. Если раньше она могла за чем-то недосмотреть, то теперь не может себе этого позволить.

Один из наиболее важных принципов Светланы - хорошо относиться к родителям. Она уверена, что должна помогать им всем, чем может. Во многих интервью летчица неоднократно заявляла, что родители помогли пережить ей огромное количество трудных моментов в жизни.

Итоги. Краткая характеристика личности

Светлана Владимировна Капанина войдет в историю не только как великая летчица, но и как истинная патриотка своей державы. Как можно было понять, она готова пожертвовать собой только ради того, чтобы в стране царили мир и благополучие. Если бы все люди в Российской Федерации мыслили так как и она, то жить было бы легче.

Сегодня Светлана считается живой легендой. Она продолжает обучать молодых летчиков и уверена, что каждый из них добьется больших успехов, если будет работать не покладая рук. Женщина старается никогда не нервничать, именно поэтому ученики любят ее и с удовольствием с ней занимаются.

Светлана Капанина - летчик, заслуживающий внимания и похвал. Ее мужество и героизм неоднократно отмечал Владимир Владимирович Путин. Этот факт лишь подтверждает, что она является Великой!

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

Пилотажные фигуры в небе, которые совершает эта женщина, впечатляют мировых экспертов высшей степенью летного искусства. является единственной женщиной-пилотом, обладательницей Гран-при Кубка мира. Ее регалий не счесть: летчик-инструктор, "Заслуженный мастер спорта" и тренер России, обладатель 39-ти медалей в чемпионатах мира и член российской сборной по высшему пилотажу. И, ко всему сказанному, Светлана Владимировна - красивая женщина, любящая жена и мать двоих детей.

Задатки победителя

За три дня до Нового года в 1968 родилась Светлана в Мама работала бухгалтером, потом оператором заправки, а вот папа совмещал работу таксиста с автовождением на льду. Последнее занятие принесло отцу звание вице-чемпиона Казахстана. Светлана Капанина не единственный ребенок в семье. У нее есть также сестра и брат.

Свое упорство и лидерство девочка показала, будучи школьницей. Ни одно спортивное мероприятие не проходило без ее участия: зарницы, забеги и гимнастические выступления. Светлана 6 лет отдала гимнастическим тренировкам. И уже тогда доказала, что любое ее увлечение сопровождается достижениями. В гимнастике девушка выполняла программу, соответствующую Возможно, сейчас Россия и не получила самую титулованную летчицу, если бы не преданность юной Светланы своему тренеру по гимнастике Ларисе Александровне. Подающую надежды спортсменку приглашали в школу Олимпийского резерва в Целиноград, но Капанина отказалась из-за отсутствия такого же предложения своему тренеру. А после восьмого класса девушка покинула спорт и решила осваивать фармацевтические дисциплины в Целиноградском училище.

Лётная родина

После окончания медучилища в 1987 году, по распределению, поднимать химическую промышленность отправилась Капанина Светлана в Курган. Именно в этом городе девушка решила реализовать свою давнюю мечту - прыжок с парашютом. Волею судьбы Капаниной встретился мужчина, который, увидев растерянный взгляд девушки, поинтересовался, чем он может ей помочь. Она спросила: «Где записывают на прыжки с парашютом?». - «Зачем вам парашют, записывайтесь на летчицу. С парашютом мы вас сбросим и на летной секции».

Когда Светлана дошла до кабинета, где записывают желающих на разные авиационные дисциплины, она промолвила: «Самолетная секция». Осознав, что произнесла не то, за чем пришла, девушка не стала исправлять сказанное, дабы не показаться неуверенной в себе личностью перед работниками авиаклуба.

Вот так будущая чемпионка, летчица Светлана Капанина, биография которой случайным образом определила её хобби и профессию, стала тренироваться в авиационном спортклубе (АСК).

Тренировки

Перспективного ученика сразу же заприметил Рукавишников Александр Васильевич. Отличный вестибулярный аппарат, физическая подготовка, стремление быть лучшей - всеми этими качествами обладала Капанина Светлана Владимировна. Фото этой утонченной и обаятельной блондинки не соответствуют классическому представлению внешности женщины, отдавшей свою жизнь на достижения высшего пилотажа в лётном искусстве.

Первый обычный полет не впечатлил Светлану, и тогда для девушки устроили настоящий прогон с петлями, виражами и разворотами, после которых она навсегда влюбилась в небо. Светлана Владимировна до сих пор помнит эти ощущения: бешеная скорость, перевернутые земля с небом, удары головой о фонарь, адреналин и желание всему этому научиться.

Оформили Капанину в АСК авиационным техником по связи. Первым тренером был Рукавишников А.В., через год обучать мастерству полетов начал Солодовников Л.А. В 1991 году Капанина Светлана попала в сборную по высшему пилотажу и получила звание «Мастер спорта».

Выступления

К 1992 году Светлана уже стала инструктором, а через год поехала на свой первый чемпионат Европы, откуда привезла И это достижение стало началом ее большого пути в карьере.

В 1995 году в ЮАР она заняла второе место в Абсолютном зачете, не оставив ни одной медали пилотам из мужской категории. А через год, на чемпионате мира в США, после того как Капанина завоевала все золото, её наградой стало звание «Почетный гражданин Оклахомы».

В 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиационное шоу, организованное в честь 80-летия ВВС Королевства. Там местные журналисты окрестили русскую летчицу «Сибирским ангелом». Это стало ее первым профессиональным прозвищем.

На сегодня Светлана Капанина - летчик-инструктор 1 класса и обладатель 67 золотых, 26 серебряных и 13 бронзовых медалей.

Лучшие самолеты

Для Светланы, да и для мировых пилотов, лучшими летно-техническими характеристиками обладают самолеты марки Су. Когда были госзаказы, функционировали авиационные клубы, их выпускало конструкторское бюро (КБ) им. Сухого и большая часть участников на международных чемпионатах выполняла программу на этих самолетах. На сегодня и вся серия спортивно-учебных летательных аппаратов не выпускается. Они лишь перепродаются подержанные и до сих пор пользуются спросом.

Самолеты, выпущенные на ОКБ им. Сухого, имеют хорошую аэродинамику, устойчивы к перегрузкам и эргономичны. Но отсутствие финансирований этого вида спорта сказалось на остановке выпуска самых лучших самолетов.

С развалом Советского Союза летные секции перестали поддерживаться государством. Об этом свидетельствует тот факт, что средний возраст команды составляет 47 лет! Когда Светлана была учеником, то количество часов для занятий отводилось около 70 в год, а сейчас если удастся отлетать хотя бы 15, уже хорошо.

Светлана Капанина КБ «Сухого»?

В 2000 году Светлана с остальными членами сборной по высшему пилотажу была принята на работу в компанию «Сухого». Предложили Королеве небес должность летчика-инструктора с перспективой стать испытателем. Капанина как раз в то время была учеником школы им. Федотова, которая занималась подготовкой летчиков-испытателей. После теоретического курса на практике применить знания ей не пришлось. По плану необходимо было отлетать определенное количество часов на разных видах самолетов, всего в группе насчитывалось 30 человек.

По каким-то причинам, скорее всего финансовым, Светлану не допустили к практическим занятиям. Поэтому она так и не стала летчиком-испытателем в КБ «Сухого», но осталась и по сей день работать при заводе инструктором. Кстати, благодаря компании «Сухого» российская сборная высшего пилотажа всегда имеет отремонтированные самолеты.

Мечта - своя школа

Капанина Светлана Владимировна с годами не потеряла интерес к полетам. Она продолжает выступать в авиашоу и чемпионатах. Ее приглашают на авиационные представления зарубежные организаторы, а она вынуждена отказываться из-за отсутствия самолета. Например, у каждого иностранного участника чемпионата личный летательный аппарат, а у российской команды на десять человек два самолета. Сталкиваясь с множеством проблем: отсутствием техники, средств, авиашкол, она помогает молодому поколению познавать прелести летного дела, тренируя ребят.

Светлана Владимировна с годами начала задумываться о работе за рубежом, как о способе заработать деньги, чтобы организовать летную школу и продлить угасающую жизнь самолетного спорта в России.

Нестандартные ситуации

Светлана Капанина, личная жизнь которой находится в постоянном риске, попадала во время полета в опасные ситуации. И в интервью, когда ее спрашивали, случались ли отказы двигателя, она спокойно отвечала: «Да, и это нормально». На международном демонстрационном полете после отказа двигателя Светлана так умело посадила самолет, что об этом инциденте знало только руководство полетов.

Был случай, за день до чемпионата Европы, во время тренировки, при выполнении фигуры «штопор», сорвалась лопасть аппарата и вонзилась в лонжерон крыла, а за ней сразу же отпал винт. Вся команда замерла от страха в ожидании посадки. Светлана посадила самолет на грунтовую полосу и добилась минимальных повреждений техники, даже наушники успела отстегнуть, перед тем, как покинуть кабину пилота, потому как нуждалась в них на завтрашнем чемпионате.

Светлана Капанина: биография, личная жизнь

В некоторых источниках о биографии и личной жизни «Сибирского ангела» есть сведения, что первым ее мужем был Солодовников Леонид, тренер из Кургана. По трагической случайности в 1994 году он ушел из жизни. Этот болезненный период в жизни Светлана Владимировна не любит обсуждать и давать какую-либо информацию.

Сейчас семья Степанов-Капанина воспитывают двоих детей и живут в Москве. Муж Светланы - Владимир, тоже спортсмен, у него четвертый дан по каратэ. Он занимается тренерской и судейской работой. Первый ребенок в спортивной семье - это сын, с древнерусским именем Пересвет, а младшая - дочка, с не менее интересным именем Есения. Дети, видя достижения родителей, мечтают также покорить небо и боевые искусства. Поэтому хочется пожелать семье Степанов-Капанина успешных взлетов во всех начинаниях!

Поделиться