Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей. Упражнения и игры для развития равновесия у детей Равновесие средства методы и формы дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Значение упражнений в равновесии для пс ихофизического развития ребёнка

Под психофизическими качествами детей понимают силу, быстроту, наличие у ребенка выносливости, ловкости, гибкости.

Специалисты по физическому воспитанию сегодня активно обсуждают проблемы, возникающие в процессе становления психических и физических качеств детей.

Процесс развития всех этих качеств является важной задачей физического воспитания.

Проведение анализа литературных источников по данной теме показывает, что проблемы физического воспитания детей в большей степени определяются процессом, в котором развиваются двигательные качества ребенка в разные возрастные этапы.

Выполнение детьми упражнений на развитие равновесия способствует всестороннему освоению пространства, развитию умений координации собственного действия.

Процесс тренировки сознания ребенка способствует подготовке прочной базы, направленной на изучение наиболее сложного комплекса и медитативных упражнений.

Упражнение на развитие равновесия обеспечивает общеоздоровительный эффект, стимулирует деятельность ЦНС, сохраняет гибкость суставов, укрепляет мышц, способствует развитию, таких качеств как, устойчивость, внутреннее спокойствие, сосредоточенность.

С помощью физических упражнений достигается и восстановление психического равновесия.

Овладение навыком сохранения равновесия также сложное занятие для малыша.

Многие дети приобретают этот навык только в результате многократных повторений удавшегося действия.

Развитие вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия, является методом развития части головного мозга и, следовательно, его целиком.

Этот факт был подтвержден опытами Бориса Клоссовского, который получил данные о том, что стимуляция вестибулярного аппарата новорожденных способствует более быстрому развитию их мозга.

2. Виды равновесия

Для того чтобы судить о поведении тела в реальных условиях, мало знать, что оно находится в равновесии. Надо еще оценить это равновесие. Различают устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

Равновесие тела называют устойчивым, если при отклонении от него возникают силы, возвращающие тело в положение равновесия.

В устойчивом равновесии центр тяжести тела занимает наинизшее из всех близких положений.

Положение устойчивого равновесия связано с минимумом потенциальной энергии по отношению ко всем близким соседним положениям тела.

Равновесие тела называют неустойчивым, если при самом незначительном отклонении от него равнодействующая действующих на тело сил вызывает дальнейшее отклонение тела от положения равновесия.

В положении неустойчивого равновесия высота центра тяжести максимальна и потенциальная энергия максимальна по отношению к другим близким положениям тела.

Равновесие, при котором смещение тела в любом направлении не вызывает изменения действующих на него сил и равновесие тела сохраняется, называют безразличным.

Безразличное равновесие связано с неизменной потенциальной энергией всех близких состояний, и высота центра тяжести одинакова во всех достаточно близких положениях.

3. Упражнения в равновесии, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дете й старшего дошкольного возраста

Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения.

В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствовать равновесие посредством разнообразных упражнений.

Неполноценный процесс развития функций равновесия оказывает влияние на точность движений, их темп, ритмичность.

Улучшить результаты у ребенка пяти-шестилетнего возраста возможно при помощи хорошего развития координации тонуса мышц.

С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия, направленные на развитие равновесия на уменьшенной и повышенной опоре, с различными предметами.

При выполнении детьми упражнений, способствующих развитию равновесия вовлекаются такие качества как, сосредоточенность, внимание, волевые усилия. Данные упражнения проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии воспитателей, и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию равновесия. К ним относят ходьбу, бег и иные движения, которые выполняются на уменьшенной и повышенной площади опоры.

При помощи этих упражнений происходит развитие таких качеств как равновесие, глазомер, смелость. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета и угол наклона доски, бревна, тем больше трудностей возникают при выполнении упражнений и тем сложнее сохранить равновесие.

Сначала дети должны выполнять упражнение на полу (между 2 шнурами), затем, на досках, скамейках, бревнах (горизонтальные, наклонные). И только дальше проводят упражнение на рейке гимнастической скамейки. Ширина пособия и его высота для пяти-шестилетнего ребенка должна быть определенной. Нормальной шириной является пятнадцать сантиметров, высотой тридцать сантиметров. Старшие дошкольники выполняют ходьбу не только вперед и боком, но и спиной вперед, при этом дети должны изменять положение рук.

При выполнении упражнений в лазанье в работу вовлекаются различные группы мышц.

Детям старшего дошкольного возраста дают уже более сложные упражнения, техника исполнения таких упражнений должна отвечать наиболее высоким требованиям. Такое задание оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, развитие таких качеств, как гибкость, координация движения, глазомер, смелость и т.д.

Упражнения по ползанию, переползанию необходимо сочетать с иными движениями. Процесс организации этих упражнений должен сопровождаться внимательным подходом воспитателей. Успех таких заданий находится в зависимости от того, как произведен подбор и расстановка пособий.

Сноровка необходима при выполнении упражнений, связанных с попеременным подлезанием и перешагиванием реек лестницы, которая приподнята на пятьдесят-шестьдесят сантиметров от пола.

Детям старшего дошкольного возраста дают упражнения, связанные с подтягиванием на скамейках на коленях, передвижением с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне.

На данном этапе значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам.

Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4-6 рейки и выше.

Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки.

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. Также они упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивания их ногами и перехватывая руками. По-другому его можно назвать перелезанием перевалом.

В старшей группе знакомят детей с лазаньем по канату. Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины.

Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях.

В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной сложной ситуации.

Во время занятий на открытом воздухе заботиться о лазанье в естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие.

Действия с предметами (мешочками мс песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения. Метать можно правой, левой рукой и двумя руками.

Метание может выполняться из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, лежа, с разбега) и в разных направлениях: вперед, вперед-вверх, в сторону, вверх, вниз, назад.

Метание одной рукой выполняется следующими способами: "из-за спины через плечо", "прямой рукой снизу", "прямой рукой сверху", "прямой рукой сбоку". Двумя руками можно метать способами: "снизу", "от груди", "от плеча", "из-за головы", "сбоку".

Метание требует развитых мышц, плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов.

В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, "искоса плеча".

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направление и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Характерным для детей данного возраста является то, что они правильно воспринимают указания воспитателя и выполняют упражнения в соответствии со своими возможностями - подбрасывают мяч невысоко (на 50-60 см), меняют позу, направляют руки в сторону летящего мяча, что свидетельствует о значительном совершенствование координации движений.

Много времени в старших группах уделяется упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, по кругу, в кругах с водящим и т.д. Здесь также широкое распространение получают упражнения с набивными мячами массой 05-1 кг. Эти пособия используются для прокатывания, передачи, бросания, переноски.

На занятиях используются также разные виды бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный и с изменением скорости, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий, в разных направлениях, с высоким поднимание колен и т.д.

Все виды бега дают большую функциональную нагрузку на организм, являются хорошими средствами для тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания выносливости.

Дозировать физическую нагрузку можно, изменяя способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая интервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

А также ходьба обычная, на носках, пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен, широким шагом, приставным скрестным, гимнастическая, спортивная, строевым, походным шагом, в приседе, полуприсяде и др.

Эти виды ходьбы отличаются друг от друга положением туловища, ног, рук. Ходьба может совершаться одним ребенком, маленькими группами и всей группой; в различных построениях (шеренгой, в колонку по одному, по два, по три, четыре и т.д.); в разных направлениях (вперед, назад - спиной вперед, по кругу, змейкой, зигзагом, боком - вправо, влево, врассыпную).

Прыжок - один из видов основных движений - относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнением.

В прыжках нет повторяющихся раз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног.

При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов.

В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

В процессе выполнения прыжком у детей развиваются физические качества: смелости, решительности, преодолению болезни, а также повышает эмоциональное состояние детей.

4. Критерии статического и динамического равновес ия у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие - способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для дошкольников очевидна.

Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.

Различают упражнения статического и динамического характера.

Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги.

Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.

Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.

Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.

Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать.

А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.

Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.

Интересно сочетание в одном задании динамического и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).

Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитателя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела.

На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать, возможно, большую их самостоятельность.

5. Методика проведения упражнений в равновесии с деть ми старшей группы детского сада

упражнение равновесие старший дошкольный

У детей старшей группы детского сада огромное значение следует уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность.

В связи с этим необходимо количественно и качественно усложнять упражнения для развития равновесия.

Помимо, таких упражнений как, традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически интересное движение врассыпную. К такому виду движения можно отнести одновременно кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.

Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений.

Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях).

Очень важным моментом является процесс грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений.

Таким образом, когда дети поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох.

При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны - выдох. Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох.

При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании происходит вдох.

Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания.

Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др.

Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении.

Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

В подвижных играх дыхание активизируется. Характер его зависит как от содержания игры, так и от выполняемой ребенком роли и степени его эмоционального возбуждения. Интенсивно дыхание и при выполнении спортивных упражнений.

Во время ходьбы на лыжах, катания на санках, коньках, велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.

При освоении плавания дети овладевают разными способами дыхания, которые соответствуют разным видам упражнений в воде.

Методика проведения занятий в старшей группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности.

В старшей группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе следует выделить наиболее существенные параметры движений.

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие.

Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные.

К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником.

Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико - от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день.

В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз.

К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях.

Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия.

С писок литературы

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1985.

3. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М., 1955.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Особенности воспитания сенсорной культуры у детей дошкольного возраста. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры. Дидактические принципы и условия проведения игр, упражнений и занятий с детьми раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в группе детского сада, особенности физкультурных занятий на прогулке. Методика проведения, подбор и чередование физических упражнений и игр с детьми старшей группы.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Значение плавания для физиологического развития детей дошкольного возраста. Общеразвивающие и специальные физические упражнения при обучении плаванию. Использование игр, игровых упражнений. Диагностика физических показателей и двигательных умений у детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Технология и особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства. Пути формирования нравственных представлений и качеств у детей старшего дошкольного возраста, выявление и оценка их эффективности на практике применительно к детям старшей группы.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2016

    Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Методика Урунтаевой и Афонькиной "Изучение уровня развития произвольной образной памяти". Разработка комплекса дидактических игр и упражнений по формированию образной памяти.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    дипломная работа , добавлен 06.05.2014

    Физкультурные занятия, как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста. Структура и методика проведения сюжетного физкультурного занятия. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных упражнений с дошкольниками.


Упражнения

на развитие равновесия

у детей

дошкольного возраста

Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ребенка в период дошкольного детства.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а больше всего игровой.

Важность развития равновесия в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение своего тела.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий. Все это оказывает влияние на всестороннее развитие и совершенствование способностей ребенка.

В дошкольном учреждении для развития равновесия у детей используют упражнения динамического характера . Упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке ).

Кроме упражнений динамического характера используются упражнения статического характера - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

    уменьшение площади опоры;

    удлинение времени сохранения позы;

    увеличение высоты опорной поверхности;

    введение неустойчивой опоры;

    исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

    введение сопутствующих движений.

б) для динамического равновесия:

    упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь: качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры);

    упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода).

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка).

Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота увеличивается от 10 до 40 см.

Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15-20 см.

В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие, стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук усложняют упражнение и утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

4. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

5. Ходьба по шнуру (длина 8-10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Ходьба по шнуру (длина 8-10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

7. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15-20 см.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

11. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

12. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:

ПОЙМАЙ КОМАРА.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры: Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

КАНАТОХОДЕЦ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

Пожалуй, каждому из нас приходилось не раз в жизни слышать фразу: движение – это жизнь.

А для ребенка движение – это основа всей его деятельности. И любое ограничение или нарушение двигательной активности противоречит биологическим потребностям растущего организма.

И именно в период младшего дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной готовности и гармоничного физического развития. А способность к координации движений является базой для дальнейшего овладения ребенком двигательными навыками.

Координационные способности, зависят от умения удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных частей в опорной и безопорной фазах движения человека.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У маленьких детей общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. И малышу необходимо приложить определенные усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

Для воспитания у детей устойчивой способности к равновесиюнеобходимо выполнятьспециально подобранные упражнения и различные подвижные игры. Они используются для развития статического и динамического равновесия .

Для формирования способности статического равновесия используют следующие методы и приемы:

Выполнение упражнений по сохранению позы (стойка на носках, стойка на одной ноге, на носке одной ноги);

Удлинение времени сохранения неподвижности позы;

Уменьшение площади опоры при выполнении упражнения;

Увеличение высоты опорной поверхности;

Введение неустойчивой опоры;

Введение в упражнение сопутствующих движений.

Для развития динамического равновесия используются следующие методы и приемы:

Выполнение различных подвижных упражнений, направленных на конечный результат (пройти по скамейке и спрыгнуть в конце, пройти по скамейке, перешагивая через предметы и т.д.);

Упражнения выполняются с изменением внешних условий (рельеф, грунт, покрытие и пр.);

Выполняются упражнения непосредственно для тренировки вестибулярного аппарата (качели, карусели, различные тренажеры).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере физических ощущений и делает малоэффективным фактор «мышечной» памяти.

Примеры упражнений для развития равновесия

1. Выполняются прыжки с определенным заданием:

А) Выполняются прыжки вперед, руки на поясе;

Б) Выполняются прыжки на одной ноге с продвижением вперед, руки произвольно;

В) Выполняются прыжки в полуприседе с продвижением вперед, руки произвольно.

2. И.п. – основная стойка. Правая нога поднята и вытянута вперед. Руки на поясе. Стоя на о дной ноге, другой ногой провести круг, при этом поднятую ногу в колене не сгибать. Повторить упражнение с другой ноги.

3.Повторить упражнение № 2 с закрытыми глазами.

4.Прыжки со скамейки внутрь гимнастических обручей, разложенных вдоль скамейки на различном от нее расстоянии.

5. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.

6. Ходьба по скамейке на носках, руки в стороны.

  • 6. Структура и содержание физкультурного занятия.
  • 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
  • 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
  • 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
  • 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
  • 13. Создание теории и методики подвижных игр.
  • 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту (с места и с разбега).
  • 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
  • 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
  • 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
  • 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
  • 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
  • 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
  • 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
  • 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
  • 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
  • 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
  • 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
  • 29. Современные технологии физического воспитания детей.
  • 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
  • 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
  • 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
  • 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
  • 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
  • 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
  • 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
  • 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
  • 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
  • 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
  • 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
  • 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
  • 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
  • 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
  • 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
  • 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
  • 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
  • 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
  • 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
  • 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
  • 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  • 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
  • 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
  • 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
  • 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.
  • 4. Равновесие и методика его формирования у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    Способность сохранять устойчивое положение тела в пространстве наз. равновесием. Бывает статическое и динамическое равновесие.Кроме названных видов равновесия выделяют балансирование предметами и на предметах; равновесие в положении стоя на качающейся опоре.Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

    Наибольший эффект дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре : ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

    Малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

    Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

    В младшей группе упражнения носят преимущественно игровой характер. Например, воспитатель говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)" и др.

    В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но меняются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать разные способы действий, чередуя их. Например, до середины скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом;

    В старшей группе большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей. В соответствии с этой задачей происходит количественное и качественное усложнение упражнений в равновесии.

    Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики, но и в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).

    Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.

    5. Роль белорусских ученых в создании современной системы физического воспитания дошкольников.

    В Республике Беларусь проблемами физического воспитания дошкольников занимались следующие исследователи:

    З.И. Ермакова – первая защитила диссертацию в Белоруссии - проблема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста».

    Л.В. Карманова – ввела в систему дошкольного образования ежедневные физические занятия на воздухе. Ее 2-х летний эксперимент показал, что двигательные умения и навыки у детей, с которыми она занималась, значительно выше, чем у тех, с которыми занимались по физической подготовке 2 раза в неделю.

    В.А. Шишкина – раскрывала вопросы двигательной активности детей, организации и формирования основ здорового образа жизни. Этим автором создано ряд методических пособий: «За здоровьем в детский сад», «Азбука движений» и т.д.

    Л.Д. Глазырина – автор издания «Физкультурные занятия в группе «Малыши». В пособии представлена система занятий по физической культуре с детьми раннего возраста, описаны принципы работы в этой возрастной группе, приведены подробные конспекты занятий. Еще одна из ее работ: «Физическое воспитание и развитие ребенка». В пособии изложены материалы по истории физической культуры, характеризующие возникновение и развитие физического воспитания на разных этапах становления человеческого общества. Еще ее издания: «Физическая культура в 1 классе», «Двигательная деятельность в группе «Почемучки» и т.д.

    В.А. Овсянкин и В.Н. Шебеко – «Физкульт-ура!»: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздоровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

    Т.Ю. Логинова – занималась исследованиями, связанными с развитием двигательной системы детей. Считала, что именно в детском возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой в последствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека.

    М.П. Голощекина – в своем исследовании показывает, что повышение двигательной активности детей достигается комплексным использованием различных средств физического воспитания: уплотнением в движениях, повышением эффективности проведения занятий по физкультуре, игр в первую и вторую половину дня, музыкальных занятий, гимнастики, индивидуальной работы по развитию движений как в помещении. Она подчеркивает, что при интенсивном выполнении детьми в течение дня разнообразных движений их двигательные навыки становятся более стойкими, осознанными и управляемыми.

    "

    Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

    Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

    МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

    Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

    От жизнерадостности, бодрости детей

    зависит их духовная жизнь,

    Мировоззрение, умственное развитие,

    прочность знаний, вера в свои силы.

    (В. А. Сухомлинский)

    На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием .

    Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

    Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития .

    Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

    Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

    Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

    Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

    Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

    Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

    Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время .

    Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

    Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие .

    Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

    а) для статического равновесия:

    • удлинение времени сохранения позы;
    • исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
    • уменьшение площади опоры;
    • увеличение высоты опорной поверхности;
    • введение неустойчивой опоры;
    • введение сопутствующих движений;
    • создание противодействия (парные движения);

    б) для динамического равновесия:

    • упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
    • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

    Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке ), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

    Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

    Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

    Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

    Литература

    1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с .
    2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.
    3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http:// pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html
    4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
    5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Горин е вский, М., 1957.

    Поделиться